Возможности развития творческого и воссоздающего воображения младших школьников.

         Каковы возможности развития творческого и воссоздающего воображения у младших школьников? Выяснить эти возможности мы попытались на примере владения учащимися приёмом графического иллюстрирования. С этой целью нами были предложены задания учащимся 1 класса лицея-интерната №1 города Владимира.

    Задание 1.

   Цель задания:
- проверить и оценить следующие умения: а) точно воспринимать художественное произведение;
б) создать наглядные образы, связанные с содержанием прочитанного;
в) иллюстрировать по представлению, то есть отражать возникшие в воображении картины и образы на рисунке.

     Содержание задания:
  -Прослушать текст рассказа и нарисовать к понравившемуся эпизоду иллюстрацию.

Текст:
      На берегу лесной речки, на пне сидела белка. В лапках она держала еловую шишку и грызла её. Вдруг из леса
выскочила большая собака. Белка бросила шишку и помчалась скачками к реке. По реке плыли брёвна. Ловкая лёгкая белочка прыгнула на ближнее бревно. С бревна на бревно, с бревна на бревно – и на тот берег! ( По В.Бианки)

       Ввиду того, что иллюстрирование предполагает понимание, осознанность прочитанного, а у шестилетних учащихся уровень восприятия текста находится на невысокой ступени развития. После прочтения текста была проведена беседа с учащимися с целью уточнения и углубления сформировавшихся после прочтения текста представлений.

Беседа включала в себя следующие вопросы:

- О ком этот рассказ?
- Что случилось с белочкой?
- Кто её напугал?
- Как белка убежала от собаки?
- Что помогло ей спастись?
- Объясните, что такое брёвна?

        Исходя из ответов учащихся, было видно, что большинство детей не встретили затруднений при восприятии и передаче содержания рассказа. Затем ученикам были предложены вопросы, направленные на подготовку к иллюстрированию:

- Можно ли к этому рассказу нарисовать картинки? Почему вы так думаете?
- Какие картинки вы нарисовали бы?
- Расскажите, какой вы нарисуете белочку.
- Опишите место, где происходят события.

        Опрос показал, что учащиеся правильно выделяют основные эпизоды рассказа, к которым можно нарисовать иллюстрации. Трудными для первоклассников оказались вопросы, требующие описания героев, места действия, то есть вопросы, ответы на которые подразумевают использование приёма словесного иллюстрирования.
        После беседы текст был прочитан ещё раз, и школьники приступили к рисованию.
        Для иллюстрирования детьми были выбраны различные эпизоды (на берегу лесной речки, по которой плыли брёвна, на пне сидела белка; в лапках она держала еловую шишку и грызла её; из леса выскочила большая собака….)
        Анализ иллюстраций показал, что только 6 школьников из 20 учащихся (30%) справились с заданием, им удалось отобразить детали, настроение, расположение героев в соответствии с авторским описанием.
        Большинство первоклассников, как показал анализ иллюстраций, не справились с заданием, т.е. не смогли передать содержание выбранных эпизодов или допустили в его изображении ошибки, неточности.

Наиболее часто встречающиеся нарушения в рисунках детей:
       1. Фактические несоответствия тексту (нарисовали белку, спасающуюся от собаки, на дереве, а не перепрыгивающую по бревнам, которые плывут по реке, на другой берег, как это было указано в тексте; изобразили белку сидящей около дерева, на траве, а не на пне; встретились ошибки в отображении настроения героев: собака и белка улыбались).
       2. Недочеты в графическом оформлении картинки: (неверно подобрана цветовая гамма; несоответствие размеров; неточности в пространственном расположении предметов).

       Таким образом, результаты проведенной работы можно обобщить следующим образом: только 30% учащихся справились с предложенным заданием, остальные 70% школьников допустили различного характера ошибки при передаче содержания рассказа.
       То есть, несмотря на то, что дети с большим интересом взялись за иллюстрирование и активно участвовали в беседе, анализ выполненных ими рисунков показал необходимость систематического, целенаправленного обучения первоклассников приему графического иллюстрирования на основе воссоздающего воображения через объяснение последовательности по созданию картины к тексту.

Задание 2.

Цель задания:
-выявить способности детей в иллюстрировании текста на основе творческого воображения.

        Необходимость такого рода задания обусловлена тем, что создание графической иллюстрации к произведению в любом случае (даже при первичности воссоздающего воображения) требует работы и творческого воображения.

Содержание задания:

        Для решения учащимся было предложено нарисовать по представлению домового.
        Перед выполнением задания учителем была проведена беседа на предмет того, кто знает, кто такой домовой. Детям было предложено самим подумать, кого и за что могли так назвать. Беседа показала, что только 20% учащихся располагают некоторыми сведениями об этом существе. Исходя, из результатов выполнения задания мы сочли необходимым рассказать детям о том, кого же называют домовым.

Домовой.

        Деревенские жители верили в существование домового и относились к нему с огромным почтением. Широко известны поговорки про домового. Без домового и дом стоять не будет.
        Домовой всегда выступает другом и помощником хозяина. Он ухаживает за скотом, охраняет его от болезней, хранит покой в семье. На праздники домовому обязательно ставили угощение.

После прочтения текста учащимся были предложены вопросы:

- Как вы поняли, кого называли домовым деревенские жители?
- За что?
- Почему люди так относились к домовому?

         Мы сознательно не дали описания портрета домового, чтобы работало творческое воображение детей.
Исходя их общих сведений, которые получили учащиеся, ими был изображен домовой. Анализ детских работ показал большое разнообразие в отображении образа. Рассмотрим иллюстрации школьников с некоторых точек зрения:

 - кем представляют домового дети;
 - каким изображают;
 - где изображают.

        Большая часть учащихся (70%) нарисовала домового как человека. Причем 44% из них представляют его пожилым, 26% видят домового молодым. У оставшейся части школьников (30%) образ совершенно неопределен: домовые, изображенные на картинках, напоминают какие-то сказочные существа.
        Несмотря на такое разнообразие в отражении образа домового, учащиеся старались в соответствии со своими представлениями выразить характер и настроение героя: 60% учеников нарисовали его улыбающимся, добрым; 18% школьников, напротив, злым, сердитым; у 22% детей настроение не выражено.
        Интересны объяснения детей нарисованного. С этой целью учителем была проведена беседа. Приведем некоторые ответы. Домовой – злое существо: он все время прячется, крадет игрушки и убивает кошек. Домовой живет дома, в норке. Хозяева его подкармливают и дают хлеба. Домовой – помощник, он следит за порядком в доме.
        Итак, анализ проведённой работы показал, что все учащиеся справились с данным заданием: смогли по представлению, на основе творческого воображения, нарисовать домового. Причем, результаты свидетельствуют о том, что дети опирались именно на собственные представления об этом существе, так как в большинстве случаев рисовали без опоры на текст.

Comments