Одним из видов творческой деятельности на уроках литературного чтения является творческий пересказ. Многие методисты прошлого и настоящего уделяли и уделяют особое внимание данному виду работы: Адамович Е.А., Львов М.Р., Сидоренкова В.В., Сосновская О.В., Яковлева В.И., и др. Интерес исследователей к творческому пересказу обусловлен его спецификой. Под пересказом в методике принято понимать связную и последовательную устную передачу прочитанного. Творческий же пересказ «предполагает передачу содержания с какими - либо изменениями».2 Л.Р.Львов указывает, что «такое название получили пересказы, в которых личный, творческий момент становится ведущим и определяющим, он заранее предусматривается, касается и формы, и содержания». 3 Таким образом, сущность творческого пересказа заключается в творческом преобразовании текста самим ребёнком. Данный вид деятельности в условиях урока литературного чтения не только повышает интерес учащихся к изучаемым произведениям и делает атмосферу занятия более живой, но и выполняет ряд иных методических задач: - вызывает у учащихся эмоциональный отклик на читаемое произведение; позволяет более глубоко осознать идею произведения; - способствует выражению отношения к прочитанному; - тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позиции разных героев; - в момент подготовки и выполнения данного вида деятельности творческий пересказ способствует возрастанию уровня присвоения детьми лексического, синтаксического материала текста, что, в свою очередь, благотворительно влияет на развитие речи учащихся. Решению каждой конкретной задачи способствует выбор учителем специальных заданий для творческого преобразования текста произведения. К числу творческих работ относят пересказы, связанные с перестройкой текста и дополнением его содержания. Обозначенные группы пересказов являются неоднородными и включают в себя несколько подвидов. ___________________________________________ 1 Зепалова Т.О. Уроки литературы и театра. - М. - 1982. - С.38 2 Сосновская О.В. Методика преподавания чтения. - В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. - 2000.- С. 155 3 Львов М.Р. Методика развития речи.- В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. - 2000.- С.401 Отразим характеристики каждого из видов творческого пересказа в таблице: Таблица №3.
Виды творческих пересказов.
Таким образом, творческий пересказ - это «и изменение лица рассказчика, и введение в рассказ словесных картин, и воображаемая экранизация, и введение в сюжет новых сцен, фактов, действующих лиц; наконец, это драматизация, инсценирование, театральное воплощение». 1 Данный вид деятельности предполагает создание ребёнком нового «произведения» на основе прочитанного в условиях активной работы творческого и воссоздающего воображения в соответствии с заданиями, определяющими область преобразования текста. Творческий пересказ - синтетическая форма работы, допускающая использование других видов творческой деятельности, например, иллюстрирования, драматизации. |
Главная страница > Мои публикации >