Творческий пересказ.



Одним из видов творческой деятельности на уроках литературного чтения является творческий пересказ.

Многие методисты прошлого и настоящего уделяли и уделяют особое внимание данному виду работы: Адамович Е.А., Львов М.Р., Сидоренкова В.В., Сосновская О.В., Яковлева В.И., и др.

Интерес исследователей к творческому пересказу обусловлен его спецификой.

Под пересказом в методике принято понимать связную и последовательную устную передачу прочитанного. Творческий же пересказ «предполагает передачу содержания с какими - либо изменениями».2 Л.Р.Львов указывает, что «такое название получили пересказы, в которых личный, творческий момент становится ведущим и определяющим, он заранее предусматривается, касается и формы, и содержания». 3

Таким образом, сущность творческого пересказа заключается в творческом преобразовании текста самим ребёнком. Данный вид деятельности в условиях урока литературного чтения не только повышает интерес учащихся к изучаемым произведениям и делает атмосферу занятия более живой, но и выполняет ряд иных методических задач:

- вызывает у учащихся эмоциональный отклик на читаемое произведение; позволяет более глубоко осознать идею произведения;

- способствует выражению отношения к прочитанному;

- тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позиции разных героев; 

- в момент подготовки и выполнения данного вида деятельности творческий 

пересказ способствует возрастанию уровня присвоения детьми лексического, синтаксического материала текста, что, в свою очередь, благотворительно влияет на развитие речи учащихся. 

Решению каждой конкретной задачи способствует выбор учителем специальных заданий для творческого преобразования текста произведения. К числу творческих работ относят пересказы, связанные с перестройкой текста и дополнением его содержания. Обозначенные группы пересказов являются неоднородными и включают в себя несколько подвидов. 

___________________________________________



1 Зепалова Т.О. Уроки литературы и театра. - М. - 1982. - С.38

2 Сосновская О.В. Методика преподавания чтения. - В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. - 2000.- С. 155

3 Львов М.Р. Методика развития речи.- В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. - 2000.- С.401
Отразим характеристики каждого из видов творческого пересказа в таблице: 

Таблица №3.    

Виды творческих пересказов.

                                          Виды творческих пересказов

      Связанные с                                                                Связанные с

перестройкой текста                                               творческим дополнением

Суть: преобразование текста                     Суть: включение в текст   пересказа

в соответствии с заданием.                                 дополнительных элементов.

                                                                    

По измененному плану                                      С творческим дополнением

Суть: воспроизведение                                              авторского текста   

содержания текста по плану                       Суть: включение в авторский текст

с перестановкой частей, его                вступительной части (что предшествует составляющих.                                       истории), концовки, собственных

                                                                 размышлений о прочитанном и т.д.

 

От лица одного из персонажей         С использованием средств других

Суть: перевоплощение в героя               творческих видов работ:

произведения, взгляд на                     * словесного рисования:

события его глазами, передача         Суть: включение в текст пересказа

содержания с точки зрения                элементов описательного характера

выбранного героя.                              (описание места действий, обстановки,

                                                              героев и т.д.)

С изменением лица рассказчика       * воображаемой экранизации:

Суть: (в оригинале повествование    Суть: дополнение текста пересказа

от 1 лица, а в детском пересказе-      необходимыми фактами с тем, чтобы

от 3-го) требует не только грам-       словесно нарисовать ряд кадров,

матических изменений, но и              вообразив, что видишь это на экране.

значительных перестроек                 * инсценирования:

содержания: некоторые сцены         Суть: передача событий повествования

отпадут, иные могут быть                 в драматической форме с добавлением

изложены по-новому.                         необходимых фактов, эпизодов и т.д.

  Таким образом, творческий пересказ - это «и изменение лица рассказчика, и введение в рассказ словесных картин, и воображаемая экранизация, и введение в сюжет новых сцен, фактов, действующих лиц; наконец, это драматизация, инсценирование, театральное воплощение». 1

   Данный вид деятельности предполагает создание ребёнком нового «произведения» на основе прочитанного в условиях активной работы творческого и воссоздающего воображения в соответствии с заданиями, определяющими область преобразования текста.

   Творческий пересказ - синтетическая форма работы, допускающая использование других видов творческой деятельности, например, иллюстрирования, драматизации.

Comments