Творческие виды работ на уроках литературного чтения.

Творческие виды деятельности учащихся были предметом изучения ученых - методистов на протяжении всего времени становления методики чтения, то


1 Адамович Е.А., Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. - М. -1967. - С. 220

методистами выделено большое их количество. Так, С.И. Абакумов ещё в 1925 году призывал использовать графическое, музыкальное, словесное иллюстрирование, лепку, рассказы по аналогии, продолжение сюжета,

выборочный и творческий пересказы, выразительное чтение наизусть, драматизацию, пантомимизацию.1

Сидоренкова В.В. называет графическое, словесное и музыкальное иллюстрирование, драматизацию, экранизацию, рассказы по аналогии и представлению.2 Адамович Е.А. и Яковлева В.И. относят к творческим работам упражнения в выразительном чтении, творческий пересказ, словесное иллюстрирование прочитанного, драматизацию, составление сценариев по прочитанным произведениям.3 Сосновская О.В. указывает на следующие виды творческих работ: выразительное чтение произведения с последующим обсуждением вариантов прочтения, графическое иллюстрирование, словесное рисование картин, творческий пересказ, чтение по ролям, драматизация.4

Наиболее точной, по нашему мнению, является классификация творческих
видов деятельности, предложенная Л.Д. Мали, которая сводит их к трём
основным: 1) драматизация; 2) иллюстрирование; 3) рассказывание.5

Такая классификация может иметь место, так как определение каждого из трёх видов деятельности, обозначенных Мали Л.Д., включает в себя все вышеперечисленные. Причём, как указывает Л.Д. Мали, в основе каждого из этих видов лежат следующие опорные умения:

- умение отобрать из текста произведения материал, необходимый для

последующей творческой работы;

________________________________________________________________

1 Абакумов С.И. Творческое чтение. - М. -1925. - Цит. по: Львов М.Р., Горецкий В.Г.,

Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. - 2000.- С.96

2 Сидоренкова В.В. Некоторые творческие приёмы чтения. - В кн.: Вопросы методики чтения

в начальной школе. - М. -1964.- С.100-111

3 Адамович Е.А., Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. - М. - 1967. - С. 222

4 Сосновская О.В. Методика преподавания чтения. - В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г.,

Сосновская О.В.Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. - 2000.- С. 154

5 Мали Л.Д. Обучение школьников основным видам творческих работ. - Начальная школа. –

1985.-№3.-С.61

- умение представить, т.е. воссоздать в воображении прочитанное;

- умение словесно оформить возникшее представление;

- умение прочитать реплику, выразить в ней особенности характера

и настроение персонажа.

И для каждого из видов характерно наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания (текста художественного произведения) в новую форму: иллюстрацию, рассказ-импровизацию, сценку и т.д. А отличаются эти три вида друг от друга характером деятельности, последовательностью выполнения действий и конечным результатом.1

В нашей работе за основу будет взята классификация творческих видов деятельности, предложенная Л.Д. Мали. Обозначим, что понятие «рассказывание» нами будет рассматриваться как синоним понятию «творческий пересказ».

Таким образом, основные виды творческих работ сводятся к следующим:

драматизация, иллюстрирование, творческие пересказы.

Обобщим все виды творческой деятельности с помощью таблицы:

Таблица №1.
Comments