Теоретические основы развития воссоздающего и творческого воображения младших школьников

     Прежде чем говорить о путях развития творческих способностей младших школьников в рамках школьной программы, рассмотрим основные понятия, составляющие основу данной проблемы.
     В психологической литературе различают в поведении человека два основных вида деятельности. По мнению Л. С. Выготского, один из них можно назвать воспроизводящим (репродуктивным); он теснейшим образом связан с нашей памятью; сущность этого вида деятельности заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет ранее создавшиеся и выработанные приёмы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений.1
            Другой же вид деятельности - творческая (или комбинирующая). Л. С. Выготский определяет творческую деятельность следующим образом: «…всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов и представлений».2 Именно этот вид деятельности делает человека «существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее».3 Само понятие «творчество» может быть рассмотрено с нескольких точек зрения. В повседневности творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства, во-вторых, конструирование, создание и реализацию новых проектов, в-третьих, научное познание, созидание разума.4

__________________________________________________________

1 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М. -1991.- С.З

2 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М. -1991.- С.З

3 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М. -1991.- С.З

4 Львов М.Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка.

- Начальная школа. – 1993.- №1.- С.21

Психологи же изучают творчество, не учитывая конкретные сферы его существования. Так, А.В. Петровский понимает под творчеством «деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей».1 Причём, указывается на сложность этого явления: «будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.2

Долгое время в отечественной психологии уделяли необоснованно большое внимание именно наличию у человека способностей к творчеству, их считали уделом избранных натур, чем-то исключительным. Однако современные исследователи доказывают, что для изучения творчества совсем не обязательно говорить о гениальных людях. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в «обычном» мыслительном процессе. Для возникновения творчества, по мнению А.А.Люблинской, необходима лишь «потребность человека в приспособлении к окружающей среде».3 Если окружающая жизнь не ставит перед человеком определённых задач, если привычные реакции личности вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никакого основания для творчества. В противном случае каждый человек находится в процессе созидания.

Нельзя умалять значение развития некоторых психических процессов в течение включения индивида в творческую деятельность: важная роль отводится «воображению, интуиции, неосознаваемым компонентам



_____________________________________________________________

1 Краткий психологический словарь. Под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.

- М. 1985.-С. 236

2 Краткий психологический словарь. Под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.

- М. 1985.-С. 236

3 Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. - М. - 1977. - С. 28

умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей».1

Что такое воображение? Как оно соотносится с творческой деятельностью? Рассмотрим эти вопросы:

Воображение - это психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в продуцировании образов, соответствующих описанию объекта.

Воображение может быть только у человека. Важнейшее значение воображения заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности,2 позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний.

Различают два вида воображения по степени выраженности активности:

пассивное и активное. Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены.3 Активное же воображение может стимулировать человека к действию. В свою очередь данный вид воображения делится на два подвида - воссоздающее и творческое.

Воображение

пассивное активное

воссоздающее творческое



_____________________________________________________________________________________________________

1 Краткий психологический словарь. Под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.

- М – 1985.- С.236

2 Краткий психологический словарь. Под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.

- М. 1985.- С.49

3 Краткий психологический словарь. Под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.

- М. 1985.- С.50



Воссоздающим называют воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию.1 Сущность этого вида воображения

заключается в том, чтобы на основе созданного автором словесного описания представить себе картину жизни (портрет, пейзаж, эпизод...).

Под термином «творческое воображение» в психологии понимается «самостоятельное создание новых образов, порождение новых способов построения реальности»2, которые необходимы человеку для постановки и разрешения как познавательных, так и практических, и личных проблем.

Таким образом, критерием различия данных видов воображения выступают результаты деятельности. Продукты деятельности воссоздающего воображения новые в опыте одного человека (субъективно новые), так как создание образов происходит на основе их словесного описания или визуальной внешней опоры (чертёж, схема). Продукты деятельности творческого воображения не имеют аналога в объективной действительности, они являются и объективно новыми. Деятельность творческого воображения определяется рядом самых различных факторов, один из которых Л.С. Выготский выделил как основной закон, которому подчиняется эта деятельность: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека».3 Чем богаче опыт человека, тем больше материала, которым располагает его воображение.

Данное утверждение свидетельствует о том, что творческая деятельность воображения взрослого человека и ребенка существенно различаются. Считается, что воображение у ребёнка богаче, чем у взрослого. Однако взгляд этот не находит подтверждения. Опыт ребёнка гораздо беднее, интересы его проще..., не только материал, из которого строит воображение у ребёнка гораздо беднее, но и характер комбинаций, которые присоединяются

__________________________________________________________________________________

1 Психологический словарь. Под редакцией В.В. Давыдова – М.-1983. - С. 243

2 Психология. Словарь. Под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М.- 1990. - С.203

3 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М. - 1991.- С. 10

к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Ребёнок может вообразить гораздо меньше, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует.1

При этом воображение и творчество в жизни детей выполняют жизненеобходимую функцию. В.А. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».2

Но важность рассматриваемых процессов в развитии детей обусловливается не только их благоприятным воздействием на эмоциональную сферу, на полноценность духовной жизни каждого ребёнка, а ещё и тем, что воображение выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта.

«Правильные, адекватные представления об окружающем мире утверждаются в сознании ребёнка, будучи пропущены сквозь призму воображения. Фантастический образ является для ребёнка средством признания и усвоения общественного опыта».3

Воображение даёт ребёнку возможность осваивать окружающий мир в игре, взрослый преобразует его в активном творчестве. «Необходимый элемент игры - воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов «как будто», - представляет свободное, не стесняемое правилами логики и требованиями правдоподобия преобразование накопленного ребёнком запаса представлений».4

Итак, особенная значимость воображения в жизни детей неоспорима, но вместе с тем не вызывает сомнения тот факт, что развитие данного психического процесса у них находится на достаточно низком уровне: в лучшем случае на уровне воссоздающего воображения. И только в

__________________________________________________________________________________________________________

1Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М. - 1991.- С.27

2 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев. - 1974. - С. 66

3 Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М. - 1991. С. 86

4 Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- М. - 1991. С. 88



результате целенаправленной деятельности окружающих ребёнка взрослых,

когда им будет накоплен определённый опыт, когда в достаточной степени будет освоена речь, для него станет доступной творческая деятельность воображения.

В процессе следования к этой цели ребёнок проходит несколько этапов, периодов, в соответствии с которыми воображение работает особенным образом, свойственным определённой ступени развития.

В психологических исследованиях указано, что начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Дальнейшее развитие воображения, как отмечает Г.А. Урунтаева,1 идет по нескольким направлениям:

во-первых, по линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления;

во-вторых, по линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребёнок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок всё более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы привносится личностное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью;

в-третьих, развивается творческое воображение, когда ребёнок не только понимает некоторые приёмы выразительности, но и самостоятельно их применяет;

в-четвёртых, воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребёнок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определёнными требованиями по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.

____________________________________________________________

1Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М. - 1995.- С. 270

Такой уровень развития воображения, безусловно, достигается не сразу.

В.А. Сухомлинский подчёркивает, что «творчество не приходит к детям по какому-то наитию».1 Творчеству, считает он, надо учить. Однако психологические исследования, в частности Л.С. Выготского, доказали, что «обучить непосредственно творческому акту нельзя: но это вовсе не значит, что нельзя следовать его образованию и появлению».2 И в этом смысле особенно важен период обучения ребёнка в начальной школе.

По данным исследований А.В. Петровского, первые годы обучения в школе характеризуются бурным развитием процесса воображения в связи с усвоением речи.3 А.А. Люблинская, занимаясь данной проблемой, также указывает на резкий скачок в развитии воображения у учащихся 1-4 классов. Этот факт она связывает с необходимостью усваивать учебный материал, при этом представлять и воображать что-либо.4

По мнению Э.Д. Телегиной и В.В. Гагай, именно период младшего школьного возраста важен для формирования и развития творческих способностей учащихся, поскольку на этом этапе у детей закладываются способы учебной работы, умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к решению проблем.5

Работа по развитию творческих способностей, проводимая в школе, не представляет собой строго обязательной системы, а следовательно, проводится от случая к случаю, что, конечно, не может обеспечить желаемых результатов.

Итак, исходя из всего выше сказанного, мы пришли к следующему выводу: что ведущие психологи прошлого и современности указывают на значимость развития у детей таких психических процессов, как воображение,

___________________________________________________

1 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев. - 1974.- С. 211

2 Выготский Л.С. Психология искусства. - М. - 1987. - С.243

3 Общая психология. - Сост. Петровский А.В. - М.- 1986.- С. 349

4 Люблинская А.А. Детская психология.- М.- 1971. - С. 225

5 Телегина Э.Д., Гагай В.В. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого

мышления младших школьников. - Вопросы психологии. - 1986. - №1. - С. 66



восприятие, мышление, посредством использования творческих видов

деятельности, особенно в условиях тех учебных предметов, которые дают для этого богатый материал. Однако в практике школы ещё не сформирована система работы в этом направлении, не в полной мере используются возможности процесса обучения.

Comments