Развития творческого потенциала подрастающего поколения

 

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

В связи с этим перед школой встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Причём учитывать поставленную задачу необходимо уже на начальном этапе обучения детей, так как младший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования творческих способностей. Именно поэтому в настоящее время идёт работа по совершенствованию учебного процесса, по изучению возможностей школьных предметов, например, литературного чтения, в плане развития творчества учащихся.

Особенный интерес к литературному чтению обусловлен спецификой предмета. Книга, являясь основным объектом работы детей на этих уроках, представляет богатейший материал, который позволяет организовать деятельность школьников таким образом, чтобы целенаправленно и систематично развивать их творческие способности, формировать такое значимое личностное качество, как креативность.

На современном этапе развития литературы существуют разнообразные программы по литературному образованию, авторы которых (Горецкий В.Г., Климанова Л.Р., Кубасова О.В., Чуракова Н.А., Новлянская З.Н., Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. и другие) признают необходимость использования на уроках литературного чтения творческие виды работ. Наше внимание привлёк один из них - графическое иллюстрирование. Интерес именно к этому виду творческой деятельности был обусловлен следующим: приём графического иллюстрирования литературных произведений знаком учащимся ещё с дошкольного возраста, что, кажется, предполагает достаточно высокий уровень сформированности у детей умений, лежащих в его основе.

Однако, как показывает школьная практика, при создании собственных

рисунков к прочитанному, ученики испытывают ряд трудностей, допускают большое количество ошибок. Данный факт свидетельствует о необходимости проведения работы, направленной на объяснение учащимся особенностей такого рода деятельности, последовательности её выполнения, то есть на подготовку детей к графическому иллюстрированию текста.

В методике данный вопрос разработан недостаточно, поэтому и была выбрана тема выпускной квалификационной работы следующая: «Использование графического иллюстрирования как одного из средств развития творческого и воссоздающего воображения учащихся на уроках литературного чтения».

Основная цель работы заключается в формировании у учащихся порядка действий в процессе подготовки к иллюстрированию художественного произведения и поэтапной отработки у них основных умений, составляющих

основу данного приёма.

Объект исследования: приём графического иллюстрирования художествен- ного текста.

Предмет исследования: процесс подготовки учащихся к графическому иллюстрированию литературного произведения.

Гипотеза исследования: в условиях формирования одного из видов творческой деятельности - графического иллюстрирования - необходима система работы, предполагающая обучение школьников поэтапной организации деятельности при создании рисунков к художественному произведению. Такая работа способствует формированию у учащихся основных умений, лежащих в основе графического иллюстрирования.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи.

1. Изучить психолого-дидактическую и лингвометодическую литературу по теме выпускной квалификационной работы.

2. Провести работу по иллюстрированию детьми литературного произведе- ния с целью выяснения сформированности у них умений, лежащих в основе приема, и определение трудностей, с которыми сталкиваются школьники при создании собственных рисунков.

3. Разработать и апробировать на практике серию занятий, направленных на подготовку младших школьников к иллюстрированию и формированию основных умений, лежащих в основе графического иллюстрирования.

Решению этих задач помогут следующие методы:

1. Анализ психолого-дидактической и лингвометодическую литературы по

теме выпускной работы.

2. Анализ программ и учебников по литературному чтению.






3. Наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе.

4. Анкетирование, беседы с учащимися.

5. Изучение продуктов деятельности младших школьников.

Опытно - экспериментальная работа по теме исследования проводилась на базе лицея-интерната №1 города Владимира, в процессе педагогической деятельности автора.







 

 

 

 

Comments