Рассмотрим на примере стихотворения И.З. Суриков «Ярко светит солнце…». Задачи: - совершенствовать умение создавать иллюстрации к произведению, словесную и графическую, в соответствии с текстом прочитанного; - акцентировать внимание учащихся на порядке работы по иллюстрированию; - продолжить формирование умения отображать настроение произведения через цветное оформление картины; - учить композиционно размещать детали рисунка; - совершенствовать умение анализировать готовую иллюстрацию, сопоставлять изображенное с описаниями, данными в тексте. Основными методическими приемами работы стали словесное рисование, мысленное расположение деталей на картины, раскрашивание черно-белого изображения в воображении, работа с готовой иллюстрацией. В качестве наглядного пособия использовались 3 листа бумаги: белый, с нецветным изображением; готовая иллюстрация, которая последовательно открывалась в соответствии с созданием устных картин. Так как одним из важнейших условий работы по графическому иллюстрированию является понимание и точное воссоздание описаний, данных в тексте, то в качестве подготовки учащихся к рисованию был проведен подробный анализ стихотворения. Фрагмент урока, соответствующий этапу анализа стихотворения: - Прочитайте первое четверостишие. - Какие слова использует автор для описания лета? Подчеркните их в тексте. - Как вы думаете, какое время суток описывает поэт? (день) Почему вы так решили? Какие слова помогли определить, что это – день? - Прочитайте второе четверостишие. - Какие еще признаки лета описывает поэт? - Как вы понимаете, выражение «пестреют цветы»? - А каким «золотом» облиты листья? - Прочитайте последнее четверостишие. - Какое слово называет лес как человека? - Каким словом можно заменить слово «дремлет»? - Почему автор написал, что лес спит? Объясняет ли поэт это в стихотворении? - Что нарушает тишину леса? - Как вы понимаете выражение «жаворонок звенит»? - Можно ли сказать, что поэт заметил все признаки лета на прогулке? Почему? - Посмотрите, нельзя ли угадать, где гулял поэт? - Как вы думаете, какие чувства испытывал Суриков И.З., наблюдая эту картину? Почему вы так решили? С помощью приведенных вопросов были уточнены и обобщены представления учащихся о картинах, образах, настроении, созданных автором. После анализа стихотворения проводилась работа по подготовке детей к графическому иллюстрированию текста. Фрагмент урока, соответствующий данному этапу: Вопросы: Примечание: - Какую картину нарисовали бы вы к прочитанному произведению? - Что изобразили бы на рисунке? - Подумайте, как расположить детали на листе бумаги: что на переднем плане, что вдали? - Сравните представленное вами месторасположение с изображенным на доске. Согласны ли вы с ним? - Какими красками раскрасим рисунок? Почему? - Удастся ли нам, используя выбранные краски, отразить авторское отношение к описываемому, передать его чувства, настроение? - Закройте глаза и представьте картину, которую мы нарисовали. - А теперь посмотрите на получившуюся иллюстрацию. - Отразили ли мы то главное, что хотел сказать в своем произведении автор? - Что можно было бы добавить или изобразить по-другому на нашем рисунке? - Итак, создавая иллюстрацию к произведению, очень важно, чтобы она в полной мере соответствовала тексту, чтобы в ней было передано то настроение, те чувства, которые испытывает автор. Для этого, перед тем как приступить к рисованию, необходимо ответить на вопросы: что будет изображено?, как расположить детали?, какие краски будут использованы? Дома нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению. (по желанию) Учитель вывешивает на доску табличку с вопросом: Что будет изображено? На доску вывешивается табличка: Как расположить детали? Учитель открывает черно-белую иллюстрацию. Табличка: Какими красками раскрасим рисунок? Открывается готовая иллюстрация Внимание детей обращено к табличкам: Организованная таким образом работа помогла решить стоящие перед нами задачи. Анализ же выстроенной системы заданий и степени участия детей в процессе подготовки их к графическому иллюстрированию показал, что школьники с большим интересом включались в такого рода деятельность: с удовольствием отвечали на поставленные вопросы, проявляли активность в процессе обсуждения, анализа картин, кроме того, стали более внимательны к авторскому тексту. Основную трудность, имевшую место в ходе работы, составило неумение детей давать развернутое описание места события, картин природы, деталей будущей иллюстрации при составлении словесного рисунка, что связано с малым словарным запасом первоклассников и незначительным опытом в формировании и выражении собственных мыслей. Однако используемый в качестве основного прием словесного иллюстрирования, вызвавший у школьников наибольшее количество затруднений, стал прекрасным средством развития речи учащихся, побуждая детей к составлению высказываний, заставляя производить отбор слов и выражений, точно передающих особенности описанного в тексте произведения. Выполненные же некоторыми детьми рисунки к данному стихотворению свидетельствуют о том, что проведенная нами работа способствовала формированию у учащихся первичных умений по графическому иллюстрированию, сделала их более внимательными к тексту произведения. Дальнейшее формирование и закрепление этих умений продолжилось на этапе работы с сюжетными рассказами и стихотворениями. Приёмы работы над пейзажными произведениями. Работа проводилась над следующими литературными произведениями: 1. Толстой Л.Н. «Кто страшнее?» 2. Осеева В.А. «Кто хозяин?» 3. Осеева В.А. «До первого дождя» 4. Рубцов Н. М. «Про зайца» В ходе работы решались задачи: - продолжить формирование умений создавать иллюстрации к произведению; - учить детей иллюстрировать сюжетные тексты через объяснения последовательности действий; - формировать умения школьников отражать в устном и графическом рисунке состояние и настроение героев через изображение соответствующих позы, жестов, мимики. Последовательность работы над текстом была обусловлена следующим: учащимся, а особенно первоклассникам-шестилеткам, еще очень трудно определить, а тем более словесно или графически изобразить психологическое состояние героя, его чувства в тот или иной момент действия. Исходя из этого произведения, наиболее насыщенные психологическими деталями, описаниями, характеристиками были включены в процесс обучения самыми последними. Кроме того, по мере усложнения литературного материала изменялись и конкретные задачи, которые решались при работе с каждым произведением. Так, если на базе первых двух из перечисленных текстов, более доступных детям и для восприятия и для создания рисунков проводилась работа по уточнению особенностей графического иллюстрирования сюжетных произведений, то последующая деятельность предполагала формирование у первоклассников умения находить в тексте прочитанного точные цитаты к изображенным картинам, что, по сути, являлось обучением школьников составлением диафильма. Работа над каждым произведением представляла собой следующую последовательность: 1. деление рассказа или стихотворения на смысловые части, выбор эпизода для иллюстрирования; 2. мысленное представление картин и образов, созданных автором; 3. словесное рисование; 4. работа с наглядными пособиями: анализ, сопоставление со словесной иллюстрацией, дополнение, изменение изображенного на рисунке.
|
Главная страница > Мои публикации >