Обучение графическому иллюстрированию на этапе анализа стихотворения И.З. Суриков «Ярко светит солнце…».



Рассмотрим на примере стихотворения И.З. Суриков «Ярко светит солнце…».

Задачи: - совершенствовать умение создавать иллюстрации к произведению, словесную и графическую, в соответствии с текстом прочитанного;

- акцентировать внимание учащихся на порядке работы по иллюстрированию;

- продолжить формирование умения отображать настроение произведения через цветное оформление картины;

- учить композиционно размещать детали рисунка;

- совершенствовать умение анализировать готовую иллюстрацию, сопоставлять изображенное с описаниями, данными в тексте.

Основными методическими приемами работы стали словесное рисование, мысленное расположение деталей на картины, раскрашивание черно-белого изображения в воображении, работа с готовой иллюстрацией.

В качестве наглядного пособия использовались 3 листа бумаги: белый, с нецветным изображением; готовая иллюстрация, которая последовательно открывалась в соответствии с созданием устных картин.

Так как одним из важнейших условий работы по графическому иллюстрированию является понимание и точное воссоздание описаний, данных в тексте, то в качестве подготовки учащихся к рисованию был проведен подробный анализ стихотворения.

Фрагмент урока, соответствующий этапу анализа стихотворения:

- Прочитайте первое четверостишие.

- Какие слова использует автор для описания лета? Подчеркните их в тексте.

- Как вы думаете, какое время суток описывает поэт? (день) Почему вы так решили? Какие слова помогли определить, что это – день?

- Прочитайте второе четверостишие.

- Какие еще признаки лета описывает поэт?

- Как вы понимаете, выражение «пестреют цветы»?

- А каким «золотом» облиты листья?

- Прочитайте последнее четверостишие.

- Какое слово называет лес как человека?

- Каким словом можно заменить слово «дремлет»?

- Почему автор написал, что лес спит? Объясняет ли поэт это в стихотворении?

- Что нарушает тишину леса?

- Как вы понимаете выражение «жаворонок звенит»?

- Можно ли сказать, что поэт заметил все признаки лета на прогулке? Почему?

- Посмотрите, нельзя ли угадать, где гулял поэт?

- Как вы думаете, какие чувства испытывал Суриков И.З., наблюдая эту картину? Почему вы так решили?

С помощью приведенных вопросов были уточнены и обобщены представления учащихся о картинах, образах, настроении, созданных автором.

После анализа стихотворения проводилась работа по подготовке детей к графическому иллюстрированию текста.

Фрагмент урока, соответствующий данному этапу:


Вопросы:

Примечание:


- Какую картину нарисовали бы вы к прочитанному произведению?

- Что изобразили бы на рисунке?







- Подумайте, как расположить детали на листе бумаги: что на переднем плане, что вдали?



- Сравните представленное вами месторасположение с изображенным на доске. Согласны ли вы с ним?

- Какими красками раскрасим рисунок? Почему?

- Удастся ли нам, используя выбранные краски, отразить авторское отношение к описываемому, передать его чувства, настроение?

- Закройте глаза и представьте картину, которую мы нарисовали.

- А теперь посмотрите на получившуюся иллюстрацию.

- Отразили ли мы то главное, что хотел сказать в своем произведении автор?

- Что можно было бы добавить или изобразить по-другому на нашем рисунке?

- Итак, создавая иллюстрацию к произведению, очень важно, чтобы она в полной мере соответствовала тексту, чтобы в ней было передано то настроение, те чувства, которые испытывает автор. Для этого, перед тем как приступить к рисованию, необходимо ответить на вопросы:

что будет изображено?, как расположить детали?, какие краски будут использованы?

Дома нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению. (по желанию)





Учитель вывешивает на доску табличку с вопросом:


Что будет изображено?


На доску вывешивается табличка:


Как расположить детали?




Учитель открывает черно-белую иллюстрацию.



Табличка:


Какими красками раскрасим рисунок?








Открывается готовая иллюстрация

























Внимание детей обращено к табличкам:














Организованная таким образом работа помогла решить стоящие перед нами задачи.

Анализ же выстроенной системы заданий и степени участия детей в процессе подготовки их к графическому иллюстрированию показал, что школьники с большим интересом включались в такого рода деятельность: с удовольствием отвечали на поставленные вопросы, проявляли активность в процессе обсуждения, анализа картин, кроме того, стали более внимательны к авторскому тексту.

Основную трудность, имевшую место в ходе работы, составило неумение детей давать развернутое описание места события, картин природы, деталей будущей иллюстрации при составлении словесного рисунка, что связано с малым словарным запасом первоклассников и незначительным опытом в формировании и выражении собственных мыслей.

Однако используемый в качестве основного прием словесного иллюстрирования, вызвавший у школьников наибольшее количество затруднений, стал прекрасным средством развития речи учащихся, побуждая детей к составлению высказываний, заставляя производить отбор слов и выражений, точно передающих особенности описанного в тексте произведения.

Выполненные же некоторыми детьми рисунки к данному стихотворению свидетельствуют о том, что проведенная нами работа способствовала формированию у учащихся первичных умений по графическому иллюстрированию, сделала их более внимательными к тексту произведения.

Дальнейшее формирование и закрепление этих умений продолжилось на этапе работы с сюжетными рассказами и стихотворениями.

Приёмы работы над пейзажными произведениями.

Работа проводилась над следующими литературными произведениями:

1. Толстой Л.Н. «Кто страшнее?»

2. Осеева В.А. «Кто хозяин?»

3. Осеева В.А. «До первого дождя»

4. Рубцов Н. М. «Про зайца»

В ходе работы решались задачи:

- продолжить формирование умений создавать иллюстрации к произведению;

- учить детей иллюстрировать сюжетные тексты через объяснения последовательности действий;

- формировать умения школьников отражать в устном и графическом рисунке состояние и настроение героев через изображение соответствующих позы, жестов, мимики.

Последовательность работы над текстом была обусловлена следующим: учащимся, а особенно первоклассникам-шестилеткам, еще очень трудно определить, а тем более словесно или графически изобразить психологическое состояние героя, его чувства в тот или иной момент действия. Исходя из этого произведения, наиболее насыщенные психологическими деталями, описаниями, характеристиками были включены в процесс обучения самыми последними.

Кроме того, по мере усложнения литературного материала изменялись и конкретные задачи, которые решались при работе с каждым произведением. Так, если на базе первых двух из перечисленных текстов, более доступных детям и для восприятия и для создания рисунков проводилась работа по уточнению особенностей графического иллюстрирования сюжетных произведений, то последующая деятельность предполагала формирование у первоклассников умения находить в тексте прочитанного точные цитаты к изображенным картинам, что, по сути, являлось обучением школьников составлением диафильма.

Работа над каждым произведением представляла собой следующую последовательность:

1. деление рассказа или стихотворения на смысловые части, выбор эпизода для иллюстрирования;

2. мысленное представление картин и образов, созданных автором;

3. словесное рисование;

4. работа с наглядными пособиями: анализ, сопоставление со словесной иллюстрацией, дополнение, изменение изображенного на рисунке.

 

Comments