Использование приёма графического иллюстрирования в программах и учебниках по литературном чтению



Анализ некоторых программ и учебников по литературному чтению позволил нам выделить художественные произведения, к которым авторы учебников предлагают задания по графическому иллюстрированию.

Ниже представлен анализ программ и учебников по литературному чтению.



Родная речь. 1 класс. (Авторы: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий,

Л.Ф. Климанова.)






Художественные произведения



Задания по графическому иллюстрированию




1.



Сказка «У страха глаза велики».

Сделай свои рисунки к сказке «У страха глаза велики».


2.



Сказки К. И. Чуковского



Проиллюстрируй понравившиеся эпизоды сказок К. И. Чуковского.


3.



Сказка С. Я. Маршака «Терем -теремок»





Чем необычна сказка С. Я. Маршака «Терем -теремок»?

Как ты думаешь, иллюстрация сделана к сказке С. Я. Маршака? Докажи своё мнение.


4.



Произведения С. В. Михалкова



Рассмотри иллюстрацию. К какому произведению С. В. Михалкова она относится? Вспомни и расскажи.


5.



А.Т. Твардовский «Зима».



Какую картину ты мог бы нарисовать, прочитав это стихотворение, если бы был художником?




Родная речь. 2 класс. (Авторы: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий,

Л.Ф. Климанова.)






Художественные произведения



Задания по графическому иллюстрированию




1.



А.С.Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя...



А.С.Пушкин в нескольких словах рассказал о том, как маленький шалун радуется зиме. Нарисуй эту картину.


2.



Л.Толстой «Три медведя»



Расскажи её по рисункам.


3.



Л.Толстой «Котёнок»



Сделай иллюстрации к тексту. Используй их при пересказе.




4.



И.Бунин «Зимним холодом пахнуло......

Нарисуй словесную картину к стихотворению и сделай иллюстрацию.


5.



С.Есенин «Береза»



Попробуй представить берёзу, изображённую поэтом. Нарисуй её.


6.



Н.Носов «На горке»



Рассмотри картинный план к рассказу «На горке». Проверь, соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа. Каких рисунков не хватает?

Попробуй пересказать текст, используя картинный план. С чего ты начнёшь, как продолжишь, чем закончишь?




Родная речь. 3 класс. (Авторы: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий,

Л.Ф. Климанова.)






Художественные произведения



Задания по графическому иллюстрированию




1.



П.П.Бажов «Серебряное копытце»



Сделай свои рисунки.




2.



А.С.Пушкин «Осень»



Попробуй нарисовать осенний пейзаж.






Родная речь. 4 класс. (Авторы: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий,

Л.Ф. Климанова.)






Художественные произведения



Задания по графическому иллюстрированию




1.



Г.Х.Андерсен «Русалочка»



Какой эпизод из сказки тебе хотелось бы проиллюстрировать? Почему?




Литературное чтение. 1 класс. (Автор: О.В.Кубасова)






Художественные произведения



Задания по графическому иллюстрированию




1.



С.Маршак «Я видел».



Нарисуй картинку к любой части этого стихотворения.




2.



Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»



Нарисуй рисунки к сказке. Перескажи сказку по картинному плану.








Литературное чтение. 2 класс. (Автор: О.В.Кубасова)






Художественные произведения



Задания по графическому иллюстрированию






1.



В.Орлов «Родное»



Сделай рисунок к этому стихотворению






2.



О.Дриз «Загадка»



Представь, какой рисунок получится у Эныка - Беныка. Нарисуй






3.



Д.Хармс «Удивительные кошки»



Нарисуй картинку к этому стихотворению.






4.



В.Голявкин «В шкафу»



Нарисуй картинку к рассказу.






5.



Ф.Кривин «Родная коробка».



Нарисуй персонажей этой сказки.






6.



Г.Цыферов «Как цыпленок

впервые сочинил сказку».



Нарисуй каждый домик.






7.



А. Толстой «Колокольчики мои...»



Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению




8.



С.Козлов «Черный омут»



Нарисуй осенний сказочный лес.




9.



Н.Носов «Фантазеры»



Сделай рисунки и придумай продолжение рассказа.












Литературное чтение. 3 класс. (Автор: О.В.Кубасова)






Художественные произведения



Задания по графическому иллюстрированию




1.



Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться», «Дочь - семилетка»



Нарисуй ответ на любой вопрос.




2.



В.Зотов «Бабушкин халат».



Нарисуй или опиши волшебный халат.




3.



В.Зотов «Принцесса - лгунья»



Нарисуй девушку - звезду, какой ты ее" себе представляешь




4.



Ф.Тютчев «Листья»



Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению.




5.



Английская сказка «Хромая Молли»



Какие волшебные существа встретились в этой сказке. Нарисуй одного из них




6.



Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка».



Нарисуй иллюстрацию к описанию жилища.




7.



Е.Клюев «Сказки простого карандаша»



Нарисуй Простой карандаш так, чтобы было понятно, что он сказочный герой.




8.



С.Есенин Стихи.



Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению.




9.



Польская сказка «Каменный принц и прекрасная померанца».



Сделай рисунок к фрагменту сказки.




10.



Белорусская сказка «Музыка -Чародейка»



Нарисуй иллюстрацию к сказке.






Литературное чтение. 4 класс. (Автор: О.В.Кубасова)






Художественные произведения



Задания по графическому иллюстрированию




1.



А. Толстой «Кикимора»



Какие иллюстрации тебе хотелось бы нарисовать к сказке.




2.



А.С.Пушкин «Зимняя дорога»



Какие картинки ты бы нарисовал.




3.



А. де Сент Экзюпери «Маленький принц»



Нарисуй иллюстрацию.






Литературное чтение. 1 класс. (Автор: В.Ю.Свиридова)






Художественные произведения



Задания по графическому иллюстрированию






1.



Б. Заходер «Пошел Сережа в

первый класс...»



Пожалуйста, проиллюстрируй стихотворение Б. Заходера. Сколько человек ты нарисуешь?








2.



Дж. Родари «Приключения Чиполлино».



Нарисуй, как ты себе представляешь лимонных и луковых человечков.




3.



Загадки.



Нарисуй отгадки в виде живых персонажей. Если угадаешь, конечно!




4.



К. Чуковский «Загадка о ногах».



Попробуй нарисовать точно, что читаешь. Сравни, что получилось у других ребят. Сравни с отгадкой.




5.



Русская народная сказка «Кот и лиса».



Изобрази на рисунке любые эпизоды сказки.




6.



А.Толстой «Колокольчики мои...»



Нарисуй точно, как написано.




7.



С.Пшеничных «Рассветает».



Нарисуй точно, как написано.













Литературное чтение. 2 класс. (Автор: В.Ю.Свиридова)






Художественные произведения



Задания по графическому иллюстрированию




1.



С.Михалков «Про мимозу».



Нарисуй портрет любого из трёх героев (Федотка, Петя, Витя), выразив своё отношение к нему.




2.



А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».



Нарисуй любой эпизод из сказки.

Нарисуй свою золотую рыбку не простую, а волшебную




3.



Ю.Мориц «Сто фантазий».



Нарисуй к сказке иллюстрацию.




4.



О.Кургузов «День рожденья вверх ногами».



Нарисуй годовой круг и отметь на нем дни рождения: свой своих родных и друзей.




5.



Л.Толстой «Липунюшка».



Нарисуй Липунюшку так, чтобы было понятно, какого он роста.




6.



Б. Заходер «Кавот и Камут».



Нарисуй странную парочку Кавота и Камута.






Литературное чтение. 3 класс. (Автор: Н.А.Чуракова)








Художественные произведения



Задания по графическому иллюстрированию




1.



И.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги.. . »



Представь, что ты - художник книги. Есть возможность сделать две иллюстрации к этому стихотворению.






Литературное чтение. 4 класс. (Автор: Н.А.Чуракова)










Художественные произведения



Задания по графическому иллюстрированию




1.



А.П.Чехов «Белолобый»



Нарисуй иллюстрацию к этому рассказу.




Проанализировав некоторые программы и учебники по литературному чтению, мы выделили методические задания следующего типа:

1. Проиллюстрируй текст (часть сказки, стихотворения, понравившийся

эпизод).

2. Соотнеси иллюстрацию и текст.

3. Составь рассказ по рисункам.

4. Нарисуй главного героя, персонажей.

В первом и во втором классах авторы учебников опираются на наглядно -образное мышление учащихся, которое хорошо развито в этом возрасте и оно способствует развитию творческого и воссоздающего воображения. Поэтому заданий по графическому иллюстрированию в третьем и четвёртом классах становится меньше, так как к концу обучения в начальной школе развивается словесно-образное и словесно-логическое мышление.

Данные тенденции отражены в следующих диаграммах:



Родная речь. (Авторы: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова)



1 класс





2 класс



3 класс



4 класс







Литературное чтение. (Автор: О.В.Кубасова)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс



Литературное чтение. (Авторы: В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова)

1 класс

2 класс

3 класс



4 класс

Следует заметить, что дети, которые обучаются в начальном звене школы,- разные по характеру познавательной деятельности, эмоционально-коммуникативным способностям. Поэтому методический аппарат учебников должен включать творческие задания не только к текстам, подлежащих изучению в 1-2 классах, но и в последующих классах.

Выводы:

1. Младшие школьники в некоторой мере владеют приемом графического иллюстрирования. Говорить о сформированности у них умений, лежащих в основе указанного вида творческой деятельности, нельзя. Анализ работ учащихся показал, что дети допускают большое количество ошибок и недочетов, как в отображении конкретного содержания текста, так и в графическом оформлении своей иллюстрации. Исходя из полученных в ходе работы данных, причинами такого рода ошибок можно считать:

- недостаточный уровень развития воссоздающего воображения;

- невнимание к деталям, описанным в тексте произведения, в процессе

создания иллюстрации;

- неумение графически отобразить представления, возникшие на основе прочитанного, в рисунке;

- неумение организовать свою деятельность таким образом, чтобы продумать и учесть все детали при создании картины.

2. Преодолению этих трудностей будет способствовать работа, предполагающая обучение детей последовательной, поэтапной организации деятельности в процессе иллюстрирования литературного произведения.

Такого рода работа будет способствовать и формированию у учащихся основных умений.
Comments