Анализ некоторых программ и учебников по литературному чтению позволил нам выделить художественные произведения, к которым авторы учебников предлагают задания по графическому иллюстрированию. Ниже представлен анализ программ и учебников по литературному чтению. Родная речь. 1 класс. (Авторы: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова.) № Художественные произведения Задания по графическому иллюстрированию 1. Сказка «У страха глаза велики». Сделай свои рисунки к сказке «У страха глаза велики». 2. Сказки К. И. Чуковского Проиллюстрируй понравившиеся эпизоды сказок К. И. Чуковского. 3. Сказка С. Я. Маршака «Терем -теремок» Чем необычна сказка С. Я. Маршака «Терем -теремок»? Как ты думаешь, иллюстрация сделана к сказке С. Я. Маршака? Докажи своё мнение. 4. Произведения С. В. Михалкова Рассмотри иллюстрацию. К какому произведению С. В. Михалкова она относится? Вспомни и расскажи. 5. А.Т. Твардовский «Зима». Какую картину ты мог бы нарисовать, прочитав это стихотворение, если бы был художником? Родная речь. 2 класс. (Авторы: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова.) № Художественные произведения Задания по графическому иллюстрированию 1. А.С.Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя... А.С.Пушкин в нескольких словах рассказал о том, как маленький шалун радуется зиме. Нарисуй эту картину. 2. Л.Толстой «Три медведя» Расскажи её по рисункам. 3. Л.Толстой «Котёнок» Сделай иллюстрации к тексту. Используй их при пересказе. 4. И.Бунин «Зимним холодом пахнуло...... Нарисуй словесную картину к стихотворению и сделай иллюстрацию. 5. С.Есенин «Береза» Попробуй представить берёзу, изображённую поэтом. Нарисуй её. 6. Н.Носов «На горке» Рассмотри картинный план к рассказу «На горке». Проверь, соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа. Каких рисунков не хватает? Попробуй пересказать текст, используя картинный план. С чего ты начнёшь, как продолжишь, чем закончишь? Родная речь. 3 класс. (Авторы: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова.) № Художественные произведения Задания по графическому иллюстрированию 1. П.П.Бажов «Серебряное копытце» Сделай свои рисунки. 2. А.С.Пушкин «Осень» Попробуй нарисовать осенний пейзаж. Родная речь. 4 класс. (Авторы: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова.) № Художественные произведения Задания по графическому иллюстрированию 1. Г.Х.Андерсен «Русалочка» Какой эпизод из сказки тебе хотелось бы проиллюстрировать? Почему? Литературное чтение. 1 класс. (Автор: О.В.Кубасова) № Художественные произведения Задания по графическому иллюстрированию 1. С.Маршак «Я видел». Нарисуй картинку к любой части этого стихотворения. 2. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» Нарисуй рисунки к сказке. Перескажи сказку по картинному плану. Литературное чтение. 2 класс. (Автор: О.В.Кубасова) № Художественные произведения Задания по графическому иллюстрированию 1. В.Орлов «Родное» Сделай рисунок к этому стихотворению 2. О.Дриз «Загадка» Представь, какой рисунок получится у Эныка - Беныка. Нарисуй 3. Д.Хармс «Удивительные кошки» Нарисуй картинку к этому стихотворению. 4. В.Голявкин «В шкафу» Нарисуй картинку к рассказу. 5. Ф.Кривин «Родная коробка». Нарисуй персонажей этой сказки. 6. Г.Цыферов «Как цыпленок впервые сочинил сказку». Нарисуй каждый домик. 7. А. Толстой «Колокольчики мои...» Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению 8. С.Козлов «Черный омут» Нарисуй осенний сказочный лес. 9. Н.Носов «Фантазеры» Сделай рисунки и придумай продолжение рассказа. Литературное чтение. 3 класс. (Автор: О.В.Кубасова) № Художественные произведения Задания по графическому иллюстрированию 1. Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться», «Дочь - семилетка» Нарисуй ответ на любой вопрос. 2. В.Зотов «Бабушкин халат». Нарисуй или опиши волшебный халат. 3. В.Зотов «Принцесса - лгунья» Нарисуй девушку - звезду, какой ты ее" себе представляешь 4. Ф.Тютчев «Листья» Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению. 5. Английская сказка «Хромая Молли» Какие волшебные существа встретились в этой сказке. Нарисуй одного из них 6. Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка». Нарисуй иллюстрацию к описанию жилища. 7. Е.Клюев «Сказки простого карандаша» Нарисуй Простой карандаш так, чтобы было понятно, что он сказочный герой. 8. С.Есенин Стихи. Нарисуй иллюстрацию к этому стихотворению. 9. Польская сказка «Каменный принц и прекрасная померанца». Сделай рисунок к фрагменту сказки. 10. Белорусская сказка «Музыка -Чародейка» Нарисуй иллюстрацию к сказке. Литературное чтение. 4 класс. (Автор: О.В.Кубасова) № Художественные произведения Задания по графическому иллюстрированию 1. А. Толстой «Кикимора» Какие иллюстрации тебе хотелось бы нарисовать к сказке. 2. А.С.Пушкин «Зимняя дорога» Какие картинки ты бы нарисовал. 3. А. де Сент Экзюпери «Маленький принц» Нарисуй иллюстрацию. Литературное чтение. 1 класс. (Автор: В.Ю.Свиридова) № Художественные произведения Задания по графическому иллюстрированию 1. Б. Заходер «Пошел Сережа в первый класс...» Пожалуйста, проиллюстрируй стихотворение Б. Заходера. Сколько человек ты нарисуешь? 2. Дж. Родари «Приключения Чиполлино». Нарисуй, как ты себе представляешь лимонных и луковых человечков. 3. Загадки. Нарисуй отгадки в виде живых персонажей. Если угадаешь, конечно! 4. К. Чуковский «Загадка о ногах». Попробуй нарисовать точно, что читаешь. Сравни, что получилось у других ребят. Сравни с отгадкой. 5. Русская народная сказка «Кот и лиса». Изобрази на рисунке любые эпизоды сказки. 6. А.Толстой «Колокольчики мои...» Нарисуй точно, как написано. 7. С.Пшеничных «Рассветает». Нарисуй точно, как написано. Литературное чтение. 2 класс. (Автор: В.Ю.Свиридова) № Художественные произведения Задания по графическому иллюстрированию 1. С.Михалков «Про мимозу». Нарисуй портрет любого из трёх героев (Федотка, Петя, Витя), выразив своё отношение к нему. 2. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Нарисуй любой эпизод из сказки. Нарисуй свою золотую рыбку не простую, а волшебную 3. Ю.Мориц «Сто фантазий». Нарисуй к сказке иллюстрацию. 4. О.Кургузов «День рожденья вверх ногами». Нарисуй годовой круг и отметь на нем дни рождения: свой своих родных и друзей. 5. Л.Толстой «Липунюшка». Нарисуй Липунюшку так, чтобы было понятно, какого он роста. 6. Б. Заходер «Кавот и Камут». Нарисуй странную парочку Кавота и Камута. Литературное чтение. 3 класс. (Автор: Н.А.Чуракова) № Художественные произведения Задания по графическому иллюстрированию 1. И.Бунин «Густой зелёный ельник у дороги.. . » Представь, что ты - художник книги. Есть возможность сделать две иллюстрации к этому стихотворению. Литературное чтение. 4 класс. (Автор: Н.А.Чуракова) № Художественные произведения Задания по графическому иллюстрированию 1. А.П.Чехов «Белолобый» Нарисуй иллюстрацию к этому рассказу. Проанализировав некоторые программы и учебники по литературному чтению, мы выделили методические задания следующего типа: 1. Проиллюстрируй текст (часть сказки, стихотворения, понравившийся эпизод). 2. Соотнеси иллюстрацию и текст. 3. Составь рассказ по рисункам. 4. Нарисуй главного героя, персонажей. В первом и во втором классах авторы учебников опираются на наглядно -образное мышление учащихся, которое хорошо развито в этом возрасте и оно способствует развитию творческого и воссоздающего воображения. Поэтому заданий по графическому иллюстрированию в третьем и четвёртом классах становится меньше, так как к концу обучения в начальной школе развивается словесно-образное и словесно-логическое мышление. Данные тенденции отражены в следующих диаграммах: Родная речь. (Авторы: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова) 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Литературное чтение. (Автор: О.В.Кубасова) 1 класс Литературное чтение. (Авторы: В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова) 1 класс 4 класс Выводы: 1. Младшие школьники в некоторой мере владеют приемом графического иллюстрирования. Говорить о сформированности у них умений, лежащих в основе указанного вида творческой деятельности, нельзя. Анализ работ учащихся показал, что дети допускают большое количество ошибок и недочетов, как в отображении конкретного содержания текста, так и в графическом оформлении своей иллюстрации. Исходя из полученных в ходе работы данных, причинами такого рода ошибок можно считать: - недостаточный уровень развития воссоздающего воображения; - невнимание к деталям, описанным в тексте произведения, в процессе создания иллюстрации; - неумение графически отобразить представления, возникшие на основе прочитанного, в рисунке; - неумение организовать свою деятельность таким образом, чтобы продумать и учесть все детали при создании картины. 2. Преодолению этих трудностей будет способствовать работа, предполагающая обучение детей последовательной, поэтапной организации деятельности в процессе иллюстрирования литературного произведения. Такого рода работа будет способствовать и формированию у учащихся основных умений. |
Главная страница > Мои публикации >