Использование графического иллюстрирования как средств развития творческого и воссоздающего воображения

 

Программа по литературному чтению (Автор: Свиридова В.Ю.) не предусматривает в первом классе овладение приемом графического иллюстрирования. Однако нами была поставлена цель: подготовить детей к созданию ими графической иллюстрации к художественному произведению, то есть объяснить последовательность работы при создании иллюстраций, обратить внимание учащихся на те особенности данного процесса, которые могут стать причиной дальнейших ошибок.

Какие задачи решались в процессе опытного обучения?

1. Уточнить представление детей о приёме графического иллюстрирования;

2. Формировать у школьников следующие умения:

а) точно воспринимать текст произведения;

б) создавать наглядные образы, связанные с содержанием

прочитанного;

в) отражать возникшие представления на рисунке;

г) соотносить образы, данные в тексте, с изображением на рисунке.

Для сформированности умений необходимых для графического иллюстрирования были взяты следующие произведения:

1. Соколов-Микитов И.С. «Ландыш»

2. Плещеев А.Н. «Травка зеленеет…»

3. Суриков И.З. «Ярко светит солнце…»

4. Толстой Л.Н. «Кто страшнее?»

5. Осеева В.А. «Кто хозяин?»

6. Осеева В.А. «До первого дождя»

7. Рубцов Н. М. «Про зайца».

В дальнейшем изложении покажем ход работы по подготовке первоклассников к графическому иллюстрированию. Работа проходила в два этапа:

1. Подготовка детей к графическому иллюстрированию произведений представляющих собой пейзажные зарисовки (на основе следующих текстов: Соколов-Микитов И.С. «Ландыш», Плещеев А.Н. «Травка зеленеет…», Суриков И.З. «Ярко светит солнце…»);

2. Подготовка школьников к графическому иллюстрированию сюжетных произведений (на основе следующих текстов: Толстой Л.Н. «Кто страшнее?», Осеева В.А. «Кто хозяин?», Осеева В.А. «До первого дождя», Рубцов Н. М. «Про зайца».)

В основу такого выделения этапов было положено следующее утверждение А.А.Абдуллиной: начать обучение лучше с художественных описаний природы, так как в них нет смены действия, развития сюжета, что отвлекает и затрудняет восприятие детей на первых порах. Кроме того, младшим школьникам еще трудно разобраться и тем более отобразить, графически или словесно, психологическое состояние героев, характерное для того или иного эпизода прозаического произведения.

Приёмы работы над пейзажными произведениями.

Основными методическими приёмами, способствовавшими достижению перечисленных задач, стали словесное рисование и работа с готовой иллюстрацией.

Использование приема словесного рисования подразумевает составление учащимися устного описания будущей иллюстрации. В ходе такой деятельности уточнялись и корректировались возникшие у школьников представления.

Работа с готовым изображением является логическим продолжением указанного выше вида деятельности: после словесного иллюстрирования произведения путем анализа и сопоставления своих представлений и готовой картинки, первоклассники выясняют степень соответствия их тексту, исправляя и дополняя затем рисунки.

В процессе обучения использовались такие приемы работы как: мысленное представление композиции будущей иллюстрации, работа с нецветным готовым рисунком, раскрашивание его в воображении, использование динамической картины.

Каждый прием предполагает многократное обращение учащихся к тексту, так как умение понимать и точно, в соответствии с авторским описанием, воссоздавать картины и образы произведения – одно из важнейших условий успешности выполнения графического иллюстрирования. А так же у учащихся активно развивалась речь.

В качестве наглядных пособий использовались не цветные изображения, готовые иллюстрации (единичные и серия рисунков), динамическая картина.

С их помощью, во-первых, уточнялись представления детей о прочитанном, а во-вторых, происходило формирование у учащихся умений создавать иллюстрации к произведениям и графически правильно оформлять их.

Процесс обучения школьников графическому иллюстрированию начнем с работы над пейзажными произведениями.

Задачи: - учить детей быть внимательными к авторскому тексту;

- формировать у учащихся умения точно воссоздавать картины на основе прочитанного;

- формировать умение графически правильно отображать возникшие представления на рисунке: располагать детали на пространстве листа, употреблять необходимые для передачи настроения произведения краски;

- формировать умение сопоставлять образы, данные в тексте, с изображенным на рисунке.

Достижению поставленных задач способствовали следующие факторы: выбранная последовательность изучения литературных произведений; методические приемы, положенные в основу работы; наглядные пособия, применяемые в процессе обучения.

Для иллюстрирования были отобраны такие художественные тексты:

1. И.С. Соколов-Микитов «Ландыш»

2. А.Н. Плещеев «Травка зеленеет…»

3. И.З. Суриков «Ярко светит солнце…»

Указанная последовательность в их изучении была обусловлена тем, что описания природы, данные в прозе, учащимися воспринимаются легче, нежели лирические, поэтому обучение графическому иллюстрированию пейзажных произведений началось с работы над рассказом И.С. Соколова-Микитова «Ландыш». Совершенствование и закрепление умений, полученных детьми на первом занятии, проводилось на основе стихотворений А.Н. Плещеева и И.З. Сурикова.

Таблица 4

Приемы обучения графическому иллюстрированию.

Приемы обучения графическо-му иллюстри-рованию:

Мыслен

ное представ

ление картины, описан-ной в тексте

Словес-

ное иллюстри-рование

Работа с готовой иллюстра-цией

Работа с готовой нецветной иллюстра-цией

Работа по созданию композицион-

ного плана картины

Изучаемые произведе-

ния

1. И.С. Соколов-Микитов «Ландыш»

 

   

     +

 

      +

 

      +

 

      _

 

       _

2. А.Н.  Плещеев «Травка зеленеет…»

 

 

      +

 

      +

 

      +

 

      +

 

       _

3. И.З. Суриков «Ярко светит солнце…»

 

 

      +

 

      +

 

      +     

 

      +

 

      +

 



Как видно из приведенной таблицы, в процесс работы над каждым последующим произведением были включены дополнительные приемы обучения, которые и обеспечили постепенное увеличение объема самостоятельности учащихся при создании иллюстрации к тексту.

Этому же способствовали и применяемые наглядные пособия:

Таблица №5

Виды наглядных пособий.

Изучаемые произведения:

Виды наглядных пособий, используемых при обучении:

Цель применения:

1. И.С. Соколов-Микитов Ландыш

 

1 готовая иллюстрация

- сопоставление предложенной учителем картины и словесного рисунка детей;

- уточнение представлений о прочитанном.

2. А.Н.  Плещеев «Травка зеленеет…»

 

2 готовые иллюстрации, черно-белая и цветная, прикреплявшиеся одна за другой к доске. Цветной рисунок открывался после того, как учащиеся устно раскрашивали  все детали картины.

- акцентировать

внимание детей на цветовом оформлении картины;

- учить через используемые краски передавать настроение произведения.

3. И.З. Суриков «Ярко светит солнце…»

 

3 листа бумаги, которые прикреплялись один за другим к доске и по мере  возникновения устной иллюстрации открывались перед детьми. Причем, верхний лист – белый, на нем ничего не изображено; второй - черно-белый рисунок; третий -  цветная иллюстрация.

- учить детей композиционно размещать детали картины.

 

 

Comments