Широко используемым приёмом работы над текстом является иллюстрирование. Данный вид творческой деятельности детей указывается в качестве одного из важнейших многими методистами: Абдуллиной А.А., Горецким В.Г., Корепиной Л.Р., Кубасовой О.В., Мали Л.Д., Сидоренковой В.В. и др. Рассмотрев опыт их исследований, можно выделить три основных формы иллюстрирования: - графическое иллюстрирование, - словесное иллюстрирование, - музыкальное иллюстрирование. Каждому из этих видов методистами отводится особое место в процессе обучения младших школьников. Рассмотрим их специфические черты. Музыкальное иллюстрирование. Музыкальное иллюстрирование - один из видов творческой деятельностиучащихся, но, к сожалению, мало используемый на уроках литературного чтения. Данный приём был впервые предложен С.И.Абакумовым в начале 20-ых годов 20 века. Современные методисты также называют музыкальное иллюстрирование в качестве приёма, который должен иметь место в системе обучения чтению учащихся младших классов (Сидоренкова В.В., Свирина Н.М., Цетлин Е.В. и др.). Суть данного вида деятельности заключается в музыкальном оформлении литературного произведения. Причём, чаще всего используются готовые музыкальные иллюстрации, что обусловлено спецификой урока, подготовкой учителя и учеников. Музыкальные произведения помогают не только более эмоциональному восприятию художественных произведений, но и воспитанию эстетического вкуса. Музыка, как и литература, только другими средствами, воздействует на людей, обогащает их новыми впечатлениями и чувствами.2 Наиболее эффективно использование музыкальных иллюстраций при изучении стихотворений. Именно лирические произведения чаще всего созвучны музыке. Такая работа способствует возникновению у детей особого представления о лирике как выражении духовного мира человека. Это обуславливается тем, что данный вид иллюстрирования помогает детям воспринимать прочитанное более эмоционально. Любой музыкальный фрагмент гораздо менее конкретен, чем словесный, поэтому в нём непосредственно выражается душевное состояние31 Музыкальное иллюстрирование можно использовать на любом этапе работы над произведением: и в качестве подготовки к восприятию стихотворения (до урока чтения), и после знакомства с ним (на уроке музыки). Однако максимально эффективным считается включение музыкального момента непосредственно на уроке изучения лирического произведения. Прослушивание музыки на уроке литературного чтения помогает неразрывному восприятию музыкального и литературного образа и даёт возможность сравнить их.4 Такая работа помогает развитию аналитических навыков, стимулирует мышление. Кроме того, использование музыкальных произведений обосновано с точки зрения психологии. Как указывает Свирина Н.М., текст литературного произведения каждым учеником воспринимается индивидуально, но в целом можно увидеть две тенденции: восприятие слуховое, когда в озвученном тексте ребёнок лучше ориентируется, и образы художественного произведения оживают для него, и собственно читательское, осуществляющееся в процессе чтения «про себя», когда рисуется картина, фрагменты, выстраиваются эпизоды. В не зависимости от изначального восприятия художественного текста нужно учить ребёнка видеть и слышать его во всём многообразии и глубине. Поэтому для того чтобы обучение происходило эффективно, имеет смысл включить в постоянную работу на уроке и ту, и другую сферы восприятия.5 Одним из условий обеспечения слухового восприятия текста учащимися и будет использование музыкальных произведений. Однако важно, чтобы музыка была не только иллюстрацией к уроку чтения, но и стала спутником на пути читательского осмысления художественного произведения, а также в процессе формирования личности учащегося. Графическое и словесное иллюстрирование. Наиболее широкое применение на уроке литературного чтения получили приёмы графического и словесного иллюстрирования. Эти виды работ тесно связаны между собой, дополняют друг друга. Данный факт признаётся всеми методистами, которые занимаются разработкой указанной проблемы: Абдуллиной А.А., Былевской В.Н., Горецким В.Г., Корепиной Л.Р., Кубасовой О.В., Мали Л.Д., Сидоренковой В.В., Сироткиной Н.Т. и др. Однако анализ методической литературы показал, что исследователи отводят данным приёмам различное место в процессе обучения. Так, В.В. Сидоренкова рассматривает словесное иллюстрирование в качестве основного: «...и при драматизации, и при экранизации, и при иллюстрировании учащиеся сначала рисуют устно или сюжетный кусок, или внешность героя, или обстановку действия и т.д.... Словесное рисование непосредственно связано с иллюстрированием, которое проходит в начале как устное рисование картины к тексту».2 В то же время А.А.Абдуллина говорит об обратном: первичности ______________________________________________________________ 1 Свирина Н.М., Взаимодействие музыки и литературы.- Литература в школе. - 1997.-№6 -С. 108. 2 Сидоренкова В.В. Некоторые творческие приёмы чтения.- В кн. Вопросы методики чтения в начальной школе.- Сост. Горецкий В.Г., Оморокова М.И.- М.1964.- С.101 графического иллюстрирования перед словесным. Чтение требует выявления идеи и умения видеть за словами те образы и картины, которые рисует писатель. Однако не все дети владеют этим умением. А бедность словарного запаса создаёт главную трудность - нахождение соответствующих слов в момент расшифровки образов. Рисунки же, выполненные детьми на основе прочитанного, помогают им не только конкретизировать, уточнить полученные представления, но и в доступной форме (через цвет, отдельные изобразительные детали) выразить своё отношение к изображаемому. Кроме того, возможность опереться на рисунок создаёт для ребёнка такие речевые ситуации, при которых он не может не заговорить.1 Таким образом, встаёт вопрос о том, какой же из этих приёмов «ведёт» за собой другой. Мы считаем, что и первая, и вторая точка зрения имеет право на существование, но если первичность графического иллюстрирования целесообразна на начальном этапе обучения детей в качестве средства активизации их словарного запаса, то на последующих этапах безусловна привилегия словесного рисования. Далее мы рассмотрим особенности каждого из приёмов. Словесное рисование. Словесное рисование как один из творческих приёмов был известен давно и применялся на практике обучения литературному чтению. Определение данного вида иллюстрирования как «словесного» указывает на то, что этот приём связан с речевой формой воспроизведения воображаемых картин.2 Данная особенность рассматриваемого приёма нашла отражение в формулировках понятия «словесное иллюстрирование», данных методистами. _____________________________________________________________________________________________ 1 Абдуллина А.А. Эстетическое воспитание учащихся в процессе воссоздания образов и картин читаемого произведения. - В кн. Обучение чтению младших школьников. Пособие для учителей. - Сост. Гаркунова И.П. - М. - 1981. - С.75-76 2 Сидоренкова В.В. Некоторые творческие приёмы чтения,- В кн. Вопросы методики чтения в начальной школе.- Сост. Горецкий В.Г., Оморокова М.И.- М.1964.- С. 100 Мосунова Л.А. указывает, что «словесное рисование - один из приёмов творческого чтения, заключающиеся в создании словесных картин на основе прочитанного художественного текста, а также личных впечатлений и наблюдений детей».1 М.Р. Львов определяет словесное рисование как рассказ о том, что рассказчик хотел бы изобразить на картинах.. .2 Итак, сущность словесного рисования заключается в создании устных картин на основе прочитанного произведения. Цель использования данного приёма обозначена О.В.Сосновской следующим образом: «приблизить к ребёнку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления. 3 Достижению цели способствуют особенности приёма, которые можно выделить как его положительные характеристики: - способствует формированию наглядных представлений и образов у учащихся; - помогает развитию речи детей, т.е. способствует организации работы по уточнению и обогащению словаря младших школьников; - может использоваться при изучении всех жанров литературы; - может проводиться на различных этапах работы над произведением; - может рассматриваться как один из видов подготовительной работы при драматизации, экранизации, иллюстрировании.4 - статичность создаваемых картин. Любая картина запечатлевает только один (пусть и важный) момент из содержания текста; - незнание методики проведения работы по словесному иллюстрированию грозит подменой его пересказом текста, что недопустимо; _____________________________________________________________ 1 Мосунова Л.А. Обучение словесному рисованию в 5 классе - Литература в школе. - 1994.- №2.- С.77 2 Львов М.Р. Методика развития речи.- В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. - 2000.- С.401 3 Сосновская О.В. Методика преподавания чтения. - В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. - 2000.- С. 154 4 Сидоренкова В.В. Некоторые творческие приёмы чтения.- В кн. Вопросы методики чтения в начальной школе.- Сост. Горецкий В.Г., Оморокова М.И.- МЛ964.- С. 100 - неосторожное использование приёма при анализе поэтического текста, может разрушить образ, созданный в произведении: «при чтении лирики не должно возникать отчётливых зрительных представлений, подробных до деталей: нельзя конкретизировать поэтические образы, заземляя их; 1 - трудность в использовании приёма на начальном этапе обучения младших школьников, связанная с бедностью их словарного запаса.2 Таким образом, кажущаяся простота доступность данного вида творческой деятельности не обоснованы. Действительно эффективным он может стать лишь в случае предельно осторожного, методически грамотного, оправданного целями использования на уроке. Какова же методика работы над этим приёмом? О.В.Кубасова предлагает организовать процесс следующим образом: во-первых, учитель и дети должны уяснить специфику этого вида иллюстрирования: словесная картинка статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы застыли, как на фотографии; во-вторых, всю работу предлагается выстроить в соответствии c несколькими этапами. Обучение словесному рисованию, считает О.В.Кубасова, лучше начать с создания жанровых (сюжетных) картинок. Причём, на этом этапе детям необходима материальная (зрительная) опора: целесообразно использование динамической, постепенно возникающей на глазах у ребёнка картины. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, любого элемента интерьера, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что нарисованная (а учителем заранее - графически) соответствующая картина. Расположение элементов картины обсуждается с детьми. Постепенно создается законченная картина к эпизоду, которая и служит материальной _______________________________________________________________ 1 Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. - Начальная школа. -1991.-№1.-С.29 2 Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. - Начальная школа. 1991.-№1.-С.27 основой для возникших в воображении учеников представлений.1 Иным видом зрительной опоры можно считать такое демонстрационное пособие: три листа бумаги, которые прикрепляются один за другим к доске и последовательно, по мере возникновения устной картинки, открываются перед детьми. Верхний лист - белый, на нем ничего не изображено. Он нужен для того, чтобы учащиеся могли не только вообразить, но и композиционно разместить элементы картины. После того как дети проведут данную работу, верхний лист снимается, и дети сверяют результат своей деятельности с черно - белым изображением. Словесно раскрасив эту иллюстрацию, дети получают возможность сопоставить цветное словесное изображение с тем, что расположено на 3 листе.2 Использование описанных выше пособий необходимо только на первом этапе обучения. На последующем целесообразны такие приемы: - выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет, выполняете карандашный рисунок, затем следует словесное описание иллюстрации; дома (по желанию) дети заканчивают ее в красках; - дети словами рисуют картинку, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в книге.3 И лишь на последнем этапе, как указывает О.В. Кубасова, можно предложить ребятам самостоятельно сделать словесный рисунок. Таким образом, создание детьми собственных словесных иллюстраций без зрительной опоры - вот цель, к которой необходимо стремиться в процесс этой работы. Каждый из описанных выше этапов способствует достижению ____________________________________________________________________________________________________ 1 Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. - Начальная школа. 1991.-№1.-С.28 2 Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. - Начальная школа. 1991.-№1.-С.29 3Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. - Начальная школа. -1991.-№1.-С.29 данной цели. Однако какими бы разными по форме организации, по решаемым задачам ни были эти этапы, порядок работы на любом из них можно свести к следующей последовательности: - выделяется эпизод для словесного иллюстрирования; - рисуется место, где происходит событие; - изображаются действующие лица; - добавляются необходимые детали; - раскрашивается контурный рисунок.1 Мали Л.Д. и Сосновская О.В. предлагают ряд вопросов, которые учитель должен задать, работая над словесным иллюстрированием: 1. Что будет нарисовано? (содержание); 2. Как мы расположим объекты на картине (что на передней плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре. Какие позы выберем для людей и т.п.)? (композиция); 3. Какие краски используем для картины? (цветовое решение). 2 В соответствии с указанными вопросами Л.Д. Мали предлагает учащимся следующие ориентиры в создании будущей картины: Сюжет ↔ Композиция ↔ Цвет Работа по словесному иллюстрированию с опорой на данные ориентиры проводится поэтапно: от коллективного рисования к индивидуальному. При этом основной задачей является обучение детей целенаправленному отбору слов для описания того или иного объекта. Для этого можно использовать такие вопросы: «Как вы себе представляете?..», «С помощью, каких слов можно описать?...», «Какие определения наиболее четко характеризуют?…», «Каков характер персонажа?..», «Каково его настроение?» и др.3 ____________________________________________________________ 1 Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. - Начальная школа. -1991.-№1.-С.29 2 Сосновская О.В. Методика преподавания чтения. - В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. - 2000.- С. 155 3 Мали Л.Д. Обучение школьников основным видам творческих работ. - Начальная школа. -1985.-№3.-С.62 Абдуллина А.А. сводит процесс словесного рисования к следующей последовательности: - подготовительная работа, подводящая учащихся к восприятию определенного содержания; - чтение всего рассказа с целью получения целостного впечатления; - чтение рассказа учащимися с целью определения основного содержание последовательности описания; - определение главных и второстепенных частей описания; - подчеркивание в тексте слов и выражений, которые могут быть использованы для обрисовки соответствующего образа, картины; - выяснение значения образных выражений; - детальная разработка обстановки, определение поз, жестов действующих лиц; - цветовое решение словесной картины.1 Таким образом, можно заметить, что есть некоторые отличия в определении методистами последовательности работы над устным иллюстрированием. Однако все авторы едины в определении сущности самого приёма: рисование устных картин (пейзажей, интерьеров, портретов героев и т. д.) при помощи: целенаправленно подобранных слов и выражений. В некоторых случаях рисование может не ограничиваться одной картиной, эпизодом. Тогда мы имеем дело с более сложным приемом работы воображаемой экранизацией. Под воображаемой экранизацией М.Р.Львов понимает, "рассказ о том, что рассказчик хотел бы изобразить на киноэкране по ходу развития действия рассказа. Это стоп - кадры, остановленные моменты".2 _______________________________________________________________ 1 Абдуллина А.А. Работа над художественными описаниями природы на уроках чтения. -Начальная школа. - 1985. - №3. - С.62 2 Львов М.Р. Методика развития речи.- В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. - 2000.- С.401 Преимущество этого приема заключается в том, что детям нужно представить данную картину жизни в движении, действии, развертывающуюся во времени, соответственно развитию действия в рассказе. Безусловно, для младших школьников такая работа очень трудна, т.к. воображение еще не так «кинематографично», т.е. они еще не могут достаточно зримо, ощутимо рисовать происходящие события на экране. Именно поэтому использование данного приема в младших классах должно быть минимальным. Вообще же для экранизации обычно берется законченное литературное произведение, имеющее сюжет, то есть в начальных классах данный прием лучше использовать по отношению к рассказам, их отдельным частям, отрывкам. Работа предполагает выделение кадров - эпизодов, которые будут экранизироваться, а позднее их озаглавливание. Интересной будет работа, если экранизацию усложнить внесением элементов драматизации. Если в экранизируемом отрывке встречается диалог, его можно инсценировать, но не отдельно, а в ходе экранизации.1 О.В. Кубасова предлагает следующую последовательность работы по экранизации: - подбор части произведения для экранизации (небольшой рассказ можно взять целиком); - деление текста на эпизоды, их озаглавливание; - заполнение эпизодов воображаемыми кадрами - картинками в динамике («Давайте представим себе, что действия происходит на экране. Что мы видим в этом кадре?»); - инсценирование по ходу экранизации диалогов, если они имеются; ____________________________________________________________________________________________________ 1 Сидоренкова В.В. Некоторые творческие приёмы чтения.- В кн. Вопросы методики чтения в начальной школе.- Сост. Горецкий В.Г., Оморокова М.И.- М.1964.- С.100 - определение характера музыкального сопровождения («Какая музыка будет звучать в нашем фильме: медленная, быстрая, грустная, веселая …?»)1 Итак, обобщив все вышесказанное, сделаем вывод о таком приеме творческой работы, как словесное иллюстрирование. Данный вид деятельности направлен на развитие творческого и воссоздающего воображения детей. При кажущейся простоте и доступности он представляет собой сложную систему организации работы учащихся на уроке с целью реализации важнейших методических задач, одной из основных в ряде которых является развитие речи, пополнение словарного запаса детей, Специфика данного приема требует серьезной подготовки и учителя, и учеников. Графическое иллюстрирование. Одним из самых доступных и широко используемых в школьной практике видов творческой деятельности является графическое иллюстрирование. Такие методисты, как Абдулина А.А., Горецкий В.Г., Корепина Л., Кубасова О.В., Сыромицкая В.П., и др., указывают на особенную значимость данного вида деятельности в начальной школе. Сущность приема сводится к использованию на уроках чтения наглядных изображений (готовых или созданных самими детьми), поясняющих словесную информацию - текст литературного произведения. Назначение приема, методика работы, особенности влияния на учащегося находятся в прямой зависимости от того, работает ли учитель с уже итоговой иллюстрацией, картиной или привлекает к ее созданию детей. Рассмотрим специфику каждого из вариантов работы. Работа с готовой иллюстрацией. Привлечение иллюстративного материала становится необходимым условием полноценного восприятия художественного произведения. ________________________________________________________________ 1 Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. - Начальная школа. -1991.-№1.-С.30 Так, В.П. Сыромицкая утверждает: «Наглядность как неотъемный компонент процесса обучения младших школьников помогает активизировать детское мышление, создаёт лучшие условия для образования чувственно - образных связей, как с объективной реальностью, так и с соотносящейся с системой языковых значений, которые обучающийся читать должен научиться воспринимать".1 Иллюстрации помогают одним учащимся закрепить возникший при чтении образ, другим - сформировать не до конца сложившиеся представления, третьим - правильно воссоздать то, о чем говорится в тексте. Итак, иллюстрация - это прямое дополнение, пояснение, наглядное изображение того, что описано в тексте.2 В методической литературе выделяют четыре функции иллюстрации: просветительную (определенная информация об окружающем мире, знакомство с явлениями, формами реального мира, действительности), функции наглядности, художественную и идейно - воспитательную. В начальных классах в качестве наглядного материала чаще всего привлекают иллюстрации, репродукции картин, рисунки учебников, реже - аппликационно - меловой рисунок. Анализ методических рекомендаций по использованию иллюстративного материала Горецкого В.Г., Редозубова С.П., Омороковой М.И., Корепиной Л. и др. показал, что применение его возможно на всех этапах урока: во время предварительной беседы, в процессе первоначального знакомства с текстом, при анализе художественного произведения, на заключительных занятиях. Такая работа способствует формированию у детей основных умений: - комментировать отдельные образные детали, элементы и всю картину в целом; - анализировать прочитанное, соотносить образы, данные в описании, с _________________________________________________________________ 1 Сыромицкая В.П. Работа с букварной иллюстрацией на уроках обучения грамоте. - Начальная школа. - 1986. - №6. - С. 18 2 Корепина Л. - Работа с иллюстрацией на уроках чтения. - Начальная школа. - 1990. - №2. - С.25 изображенным на рисунке.1 Наиболее доступными являются иллюстрации, помещенные в учебнике. Работать с ними необходимо, так как иначе включение их в учебную книгу является бесполезным: "Рисунки в книге, возбуждая сначала любопытство детей, скоро им надоедают: осмотрев их быстро и кое - как, они потом не могут обратить на них должного внимания".2 Методисты (Абдуллина А.А., Корепина Л., Мали Л.Д. и др.) предлагают ряд вопросов, необходимых при анализе готовых иллюстраций: - Рассмотри внимательно то, что ты видишь на иллюстрации. - Кто из героев изображен, и в какой момент? - Какому эпизоду рассказа или сказки соответствует данная иллюстрация? Найти, и прочитай этот эпизод. - Удалось ли художнику передать достоверно то, что описано в произведении? - Хотел бы ты что-нибудь заменить в иллюстрации или добавить в нее? - Помогла ли тебе иллюстрация понять характер героя (обстановку и т.д.)? При этом методисты указывают, что данный перечень вопросов является примерным: в зависимости от особенностей рисунка они должны варьироваться (формулировка и количество вопросов). Так, Л. Корепина предлагает ряд других вопросов при работе с изображением персонажей литературного произведения: - Кто изображен на рисунке? Из чего это видно? - Как подходит художник к изображению действующего лица: дает только портрет персонажа, показывает его во взаимоотношениях с другими и т.д.? - Какие черты внешнего облика, характера, поведения героя, отмеченного писателем, удалось передать иллюстратору? Что художник привнес от себя, _________________________________________________________________ 1 Абдуллина А.А. Эстетическое воспитание учащихся в процессе воссоздания образов и картин читаемого произведения. - В кн. Обучение чтению младших школьников. Пособие для учителей. - Сост. Гаркунова И.П. - М. - 1981. - С.83 2 Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 10 т. – Т.5. - М. - 1981. - С.248 изобразил по-своему? Оправдано ли это? - Как художник использует графические (или живописные) средства с целью характеристики персонажа? Насколько это удалось. 1 Таким образом, рассматривая иллюстрации учебника, более отчетливо воспринимает содержание читаемого, поэтому работа с рисунками учебника является важной частью анализа произведения. Сам же характер вопросов, предлагаемых учителем при рассматривании иллюстрации, зависит не только от специфики картинки, но и от того, насколько учащиеся привыкли анализировать, оценивать графический материал. Данный вывод актуален не только в отношении картинок учебной книги, но и всех видов используемой наглядности. Важно отметить, что привлечение иллюстративного материала на уроках при всей доступности и, казалось бы, простоте работы с ним, требует от учителя серьезной и глубокой подготовки. Так, учитель должен сам вникнуть в то, «что выбрал художник в литературном произведении для своих иллюстраций, на чем сосредоточил основное внимание, мимо чего прошел, чем это можно объяснить, как художник использовал различные графические и живописные средства».2 Важным этапом подготовки учителя является продумывание времени, места, методических приемов работы с иллюстрацией на уроке. Еще более значительной подготовительной работы, как говорят методисты, требует от учителя использование такого вида готовой иллюстрации, как аппликационноо-меловой рисунок. Он представляет собой аппликации в сочетании с рисунком, выполненными цветными мелками на доске.3 Меловой рисунок - это наброски деревьев, полей, гор, и т.д. Аппликации -фигуры персонажей: людей, зверей, птиц и т.д. ________________________________________________________________ 1 Корепина Л.Ф. - Работа с иллюстрацией на уроках чтения. - Начальная школа. - 1990. - №2. - С.27 2 Корепина Л. - Работа с иллюстрацией на уроках чтения. - Начальная школа. - 1990. - №2. - С.25 3 Далина З.В. Использование аппликационноо-мелового рисунка на уроках чтения. - Начальная школа.-1978.-№6.-С.32 З.В.Далина указывает на несомненную пользу использования такого рода материала: - Картинки доступны для обозрения всем детям; они красочные, крупные, привлекающие внимание учащихся. - Аппликационно - меловой рисунок создается и оживает на глазах у детей, что способствует созданию на уроке атмосферы заинтересованности, увлекательности, а также помогает ученикам более глубоко понять описываемые в произведении события. - Может использоваться на различных этапах урока, но наиболее эффективным считается привлечение рисунка (или серии рисунков) при первичном и повторном чтении произведения, при закреплении материала, пересказе.1 Обобщив вышесказанное, отметим, что работа на уроке с готовой иллюстрацией - важнейший этап в осознании школьниками читаемого произведения. Эта деятельность требует серьезной подготовки учителя, а при методически правильной организации работы детей делает урок интересны и насыщенным. Создание детьми собственных иллюстраций к тексту. Работа с готовой иллюстрацией предваряет более сложную - создание иллюстраций самими детьми. Многие методисты прошлого и настоящего указывают на важность и необходимость использования данного вида творческой деятельности на уроке: Абдуллина А. А., Вахтеров В. П., Горецкий В. Г., Львов М.Р., Сидоренкова В.В. и др. В связи с созданием детьми собственного рисунка к тексту А.А.Абдуллина вводит специальное понятие - «иллюстративное рисование», подразумевая под этим «зарисовку воспринятых образов и картин, _____________________________________________________________________________________________________ 1 Далина З.В. Использование аппликационноо-мелового рисунка на уроках чтения. - Начальная школа. - 1978. - №6. - С.32-36 отраженных в художественном произведении».1 Причем, методист указывает, что «зарисовки первоклассников - это глубоко своеобразная форма их духовной жизни, способ самовыражения и самоутверждения, в котором ярко раскрывается индивидуальность каждого ребенка.»2 Рисунки, выполненные детьми на основе прочитанного, таким образом способствуют не только отражению воспринятого из текста, но помогают выразить свое отношение к этому материалу. При этом следует учитывать, что «рисунок во многих случаях выразит мысль ученика точнее, чем слова».3 Однако для того, чтобы рисунки детей действительно являлись отражением их индивидуальности и в то же время способствовали пониманию читаемого, необходимо последовательно и целенаправленно учить школьников создавать иллюстрации. Так, В. В. Сидоренкова предлагает следующую систему работы по обучению детей иллюстрированию: - сообщение учителя о том, как иллюстрируют с произведения; - показ лучших иллюстраций к детским книгам; - работа с готовой иллюстрацией; - устное составление картин; - рисование детьми иллюстраций.4 Организованная таким образом деятельность учащихся способствует формированию умения составлять, а затем и изображать возникшие _________________________________________________________________ 1 Абдуллина А.А. Эстетическое воспитание учащихся в процессе воссоздания образов и картин читаемого произведения. - В кн. Обучение чтению младших школьников. Пособие для учителей. Сост. Гаркунова И.П. - М. - 1981. - С.75 2 Абдуллина А.А. Эстетическое воспитание учащихся в процессе воссоздания образов и картин читаемого произведения. - В кн. Обучение чтению младших школьников. Пособие для учителей. Сост. Гаркунова И.П. - М. - 1981. - С.76 3 Вахтеров В.П. - Цитир. по: Сидоренкова В.В. Некоторые творческие приёмы чтения.- В кн. Вопросы методики чтения в начальной школе.- Сост. Горецкий В.Г., Оморокова М.И.- М.1964,-С.102 4 Сидоренкова В.В. Некоторые творческие приёмы чтения.- В кн. Вопросы методики чтения в начальной школе.- Сост. Горецкий В.Г., Оморокова М.И.- МЛ964.- С. 100 представления на рисунке. Используемая в качестве подготовительной, работа с готовой иллюстрацией помогает детям разобраться в художественном языке картин: цветовом оформлении, композиционном решении, эмоциональной окрашенности и т.д., и использовать полученные знания при создании собственных рисунков к произведению. К тексту изучаемого произведения школьники могут создать одну или несколько иллюстраций. Работая над составлением одной картины, дети выбирают отрывок, который будут иллюстрировать, внимательно перечитывают и рисуют. Работу по иллюстрированию, как и проверку соответствия рисунка тексту, можно организовать, используя различные виды заданий: - Выделение основной мысли произведения: нарисовать то, что считаешь самым главным. При проверке выбирается несколько рисунков, которые затем обсуждаются. Сообща, дети приходят к главному выводу. - Выборочное чтение по рисунку: а) ученик зачитывает тот отрывок, который показал на рисунке; б) обменявшись рисунками, учащиеся находят отрывки в тексте и зачитывают их.1 Последний из перечисленных видов заданий В.Г.Горецкий взял за основу такого трудного, но интересного вида работы с иллюстрацией, как устное или письменное рецензирование детьми ими же созданных рисунков. Автор предлагает следующую последовательность действий: - каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации; - школьники обмениваются рисунками; - получивший рисунок ученик рассматривает его и, перечитывая текст, он пытается найти эпизод, к которому рисунок относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста. _____________________________________________________________ 1 Беленко Н.Н. Детские рисунки на уроках чтения. - Начальная школа. - 1978. - №10. - С.44 - сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания подкрепляет ссылкой на текст.1 Серия же составленных к произведению рисунков дает возможность проведения пересказа текста детьми с опорой на наглядное изображение. Этот вид деятельности учащихся (создание ряда иллюстраций к произведению) можно усложнить, предложив школьникам подписать каждый рисунок словами текста. В таком случае мы говорим о создании диафильма к прочитанному. Диафильм - это серия графических рисунков, порядок которых соответствует последовательности событий в произведении, причем каждый рисунок снабжен титрами (подписями). 2 Методисты (Беленко Н.Н., Кубасова О.В. и др.) указывают, что такого рода работа является сложной для учащихся, поэтому приступать к ее выполнению необходимо после того, как дети овладевают более простыми видами деятельности: подбор титров к иллюстрациям, рисование картин по имеющимся титрам и др.. О.В. Кубасова предлагает следующий алгоритм по созданию диафильма: 1. Прочитайте текст (или заданный отрывок из него), определите общий характер будущего диафильма (юмористический, грустный, серьезный). 2. Разделите текст на части (картины, кадры). 3. Выделите в первой части главные предложения (для титров). 4. Представьте себе мысленно картинку с этой части. 5. Устно нарисуйте картинку к первому кадру. 6. Графически изобразите кадр. _______________________________________________________________________________________________________________________________ 1 Горецкий В.Г. О путях и способах повышения качества уроков объяснительного чтения художественных текстов. - В кн. Вопросы методики чтения в начальной школе.- Сост. Горецкий В.Г., Оморокова М.И.- М.- 1964.- С.29 2 Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. - Начальная школа. — 1991.-№9.-С.29 7. На основании выделенных в тексте предложений сделайте титры к кадру. 8. Проверьте соответствие рисунка и титров в кадре. 9. Проделайте работу, отмеченную в п. 3, 4, 5, 6, 7, 8 с каждой из следующих частей текста..1 Данный вид деятельности можно дополнить элементами драматизации: если в тексте имеются диалоги, то позволяется озвучить кадры. Таким образом, рассмотренный выше прием самостоятельного графического иллюстрирования учащимися произведений представляет собой важнейшее средство в достижении понимания школьниками содержания текста, способствует выражению или оценки прочитанного. Кроме того, помогает учителю выявить степень восприятия учениками изучаемого материала, а также, содействует решению тех методических задач, которые ставит учитель перед каждым конкретным уроком. Однако необходимо отметить, что прием графического иллюстрирования будет способствовать достижению перечисленных задач только в том случае, если ученик действительно владеет им, то есть у него сформированы в процессе целенаправленного обучения умения, лежащие в основе данного вида творческой деятельности. Работе по формированию таких умений должно содействовать объяснение школьникам последовательности организации деятельности по созданию иллюстрации к произведению. Выводы: 1. Многие психологи (Выготский Л.С., Петровский А.В., и др.) отмечают особую значимость творческой деятельности в жизни человека, указывая, что способность к творчеству делает его «существом, непохожим на другие». Такого рода деятельность доступна каждому и предполагает создание новых материальных и духовных ценностей. ________________________________________________________________ 1 Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. - Начальная школа. -1991.-№1.-С.30 2. Творчество тесно связано с воображением, которое может быть воссоздающим и (более высокого порядка) творческим. Развитие воображения у детей является необходимым условием формирования у них творческих способностей; именно младший школьный возраст наиболее сензитивен для этого. 3. С целью решения указанной задачи (развития творческих способностей детей) на уроках литературного чтения предлагается использовать разнообразные виды творческих работ. В качестве основных выделяются следующие: драматизация, творческий пересказ, иллюстрирование. Каждый из названных видов творческой деятельности имеет свою специфику. 4. Сущность приема драматизации заключается в воспроизведении прочитанного или услышанного детьми через использование мимики, жестов, интонации, позы, то есть через актерскую игру. Многообразие ее видов способствует формированию у учащихся различного рода умений и выбору необходимого вида с каждой конкретной целью. 5. Творческий пересказ как вид творческой деятельности предполагает передачу содержания с какими - либо изменениями. Различают пересказы, связанные с перестройкой текста и дополнением содержания. 6. Иллюстрирование художественного текста может быть словесным, графическим, музыкальным. Каждый из этих видов направлен на углубление понимания учащимися текста прочитанного. ___________________________________________________________________________ 1 Львов М.Р. Методика развития речи.- В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. - 2000.- С.401 2 Сидоренкова В.В. Некоторые творческие приёмы чтения.- В кн. Вопросы методики чтения в начальной школе.- Сост. Горецкий В.Г., Оморокова М.И.- МЛ964.- С.110 3 Цетлин Е.В. Работа над восприятием образных средств литературы при помощи музыки. -Начальная школа. - 1981. - №2. - С.23 4 Сидоренкова В.В. Некоторые творческие приёмы чтения.- В кн. Вопросы методики чтения в начальной школе.- Сост. Горецкий В.Г., Оморокова М.И.- М.1964.- С.111 |
Главная страница > Мои публикации >