Драматизация - один из видов деятельности учащихся, широкоприменяемый на практике. Вопрос об использовании данного приёма на уроках литературного чтения разрабатывался многими методистами: Адамович Е.А. и Яковлевой В.И., Кубасовой О.В., Львовым М.Р., Мали Л.Д., Светловской Н.Н., Сосновской О.В., и др. Итак, драматизация, представляющая собой не что иное, как игру, помогает детям почувствовать произведение, понять его через воспроизведение прочитанного с помощью некоторых изобразительно-выразительных средств. Указанная же Л.С. Выготским особенность данного приёма, заключается в его синкретичности, свидетельствует о том, что такой вид деятельности достаточно сложен для детей, он предполагает наличие некоторых исходных умений и навыков у учащихся в других творческих видах деятельности. Вслед за Л.С. Выготским многие методисты называют драматизацию одним из самых трудных, но в то же время и самых интересных приёмов Как же они определяют приём драматизации? Методисты прошлого (Абакумов С.И., Соловьева Е.Е.) указывали, что «драматизация есть последствие того психологического процесса, при котором все виденное, слышанное и прочитанное вновь продумывается, переживается и воспроизводится при помощи слов, интонации, жеста, мимики, позы, группировки. В «Настольной книге для учителя» группа авторов во главе с профессором М.А.Мельниковым приводит такое определение данного вида творческой деятельности: «...инсценировка (драматизация) означает передачу в лицах литературного произведения или случая, взятого из жизни, или разыгрывание сюжета, придуманного самими исполнителями».2 (Отметим, что вслед за методистами в нашей работе мы будем употреблять понятия «драматизация» и «инсценирование» как синонимы). Адамович Е.А. и Яковлева В.И. акцентируют внимание на следующие особенности драматизации: «...слова дополняются в некоторой степени игрой - жестами, мимикой».3 Таким образом, основные характеристики рассматриваемого нами вида творческой деятельности были указаны ещё в 20-50 годы прошлого века: передача в лицах произведения с использованием некоторых средств выразительности. Современные методисты не внесли принципиально нового в вопрос о сущности данного приёма. Так, Кубасова О.В. указывает, что «это такая деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят прочитанное, увиденное или услышанное в лицах, используя все или некоторые из
1 Игра - драматизация в школе. Под ред. Соловьёва Е.Е. - М. 1924. - С.З - Цит. по: Львов М.Р.,Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. -2000.-С.95 2 Начальная школа: Настольная книга для учителя. /Под ред. Мельникова М.А.- М.-1950.- С.741 3 Адамович Е.А., Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. - М. - 1967. - С. 222 следующих выразительных средств: интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение, действие, мизансцену (группировку)». 1. Л.Д. Мали даёт следующее определение: «Драматизация - это форма перевоплощения в художественный образ, означающая, во-первых, глубокое, эмоциональное и логическое осмысление произведения, а во-вторых, представление, разыгрывание его в лицах. Она возможна лишь после того, как произведение прочитано, вскрыто его идейное содержание, дана характеристика героев, рассмотрены языковые и художественные особенности». 2. Драматизация, по мнению Мали Л.Д. - это своеобразный итог прочитанного произведения. При определении драматизации О.В. Кубасова и Л.Д. Мали указывают на сущность данного вида творческой деятельности. М.Р.Львов рассматривает понятие и с точки зрения его значения для развития речи школьников. Так, М.Р.Львов отмечает, что «драматизация - это методический приём развития речи учащихся, используемый на уроках литературного чтения в начальных классах, литературы в старших и средних классах, повышающий полноту, восприятия идейно - художественного содержания произведения способствующий эстетическому развитию».3 Данный приём предполагает «перевод повествовательного рассказа, где есть диалоги, в драматическую форму и последующее сценическое воплощение».4 Итак, подводя итог вышесказанному, отметим, что драматизация является одним из наиболее часто используемых видов творческих работ. Сущность данного приёма заключается в воспроизведении прочитанного или услышанного самим ребёнком через использование мимики, жестов, интонации, позы, т.е. через использование всевозможных средств выразительности, через актёрскую игру. __________________________________________________________________ 1 Кубасова О.В. Приём драматизации на уроках обучения грамоте. - Начальная школа. - 1985. -№4.- С.21 2 Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения. - Начальная школа. - 1981. - №3. - С.27 3 Львов М.Р. Словарь - справочник по методике преподавания русского языка. - М. - 1999.- С.60 4 Львов М.Р. Методика развития речи.- В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. - 2000.- С.401 Ценность этого вида деятельности заключается в том, что он способствует развитию речи учащихся, более глубокому пониманию детьми описанных в произведении событий, психологии героев, а также основан на доскональном анализе читаемого текста. Таким образом, помимо сильного воздействия на общее развитие школьников, на совершенствование творческих способностей, драматизация способствует развитию у детей эмоциональной, нравственной сфер. Этот приём способствует переводу чувств, переживаний в действия, слов в поступки, нравственных убеждений в поведение. Подкрепляя произносимые слова реальными действиями, движениями, движениями или вглядываясь и, вслушиваясь, как это делают другие, «учащиеся в той или иной мере перевоплощаются в определённого героя, проникаются тем или иным «авторским» чувством, учатся эти чувства переживать, а не просто называть.1 Таким образом, драматизация приучает детей по внешним приметам судить о внутреннем состоянии другого человека, что даёт основу для формирования таких качеств, как наблюдательность, чуткость. Интересно, что этот приём обеспечивает учащимся возможность усвоения и общественного опыта: в игровой ситуации моделируются отношения между людьми, воспроизводится их поведение в реальных ситуациях. На неоспоримое значение использования драматизации в условиях конкретного урока указывает О.В. Кубасова: драматизация помогает глубже проникнуть в произведение, вызывает сочувствие героям, становится средством выражения собственного отношения ребёнка к прочитанному, даёт ему возможность самовыражения. Также «помогает создать на уроке ______________________________________________________________ 1 Светловская Н.Н. Нравственное воспитание младших школьников в процессе обучения чтению. -Начальная школа. - 1983. - №10. - С.ЗЗ естественную речевую ситуацию, повышает коммуникативность речи детей, оказывает положительное влияние вообще на речь — обогащение словаря, правильное синтаксическое построение, выразительность».1 Итак, приём драматизации отличается многогранностью воздействия на личность ребёнка. В зависимости от задач, методики проведения, степени активности и самостоятельности учителя и учеников исследователи - методисты выдели несколько видов драматизации. Наиболее полно этот вопрос разработан Л.Д. Мали, вслед за которой мы рассмотрим следующие формы работы: - чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию; - чтение по ролям с предварительным устным описанием портретов, одежды, поз, жестов, интонации, мимики героев; - постановка «живых картин» к произведению; - составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен, интонаций, поз, мимики; - драматические импровизации; -развёрнутые драматические представления с декорациями, костюмами и проч.2 Указанный перечень видов драматизации можно дополнить ещё одной формой работы, упоминаемой О.В.Сосновской - пантомимой.3 Значение каждого вида драматизации раскрывается через формируемые умения. Отразим эти умения в таблице: Таблица № 2. Умения, формируемые каждым из видов драматизации.
_________________________________________________________________ 1 Кубасова О.В. Приём драматизации на уроках обучения грамоте. - Начальная школа. - 1985. -№4.-С.21 2 Мали Л. Д. Элементы драматизации на уроках чтения. - Начальная школа. - 1981 . - №3. - С.27 3 Сосновская О.В. Методика преподавания чтения. - В кн.: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М. - 2000.- С. 156
Итак, многообразие видов деятельности, характерное для драматизации, в полной мере обеспечивает учителю возможность использования данного приёма в соответствии с теми конкретными целями и задачами, которые будут стоять перед уроком. Исходя из всего вышесказанного, сделаем вывод: драматизация является достаточно сложным видом творческой деятельности, требующим активности, нестандартного отношения к делу учителя и учащихся, отличающимся многогранностью по степени воздействия на учеников и формам организации. Именно драматизация «...таит в себе большие возможности для серьёзной умственной деятельности учащихся, для углубления их исследовательского отношения к тексту; в ней осуществляется счастливое сочетание творческого воображения и литературного «соображения» учащихся».1
|
Главная страница > Мои публикации >