Что такое гиперактивность



Описание неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными, гиперкинетическими, страдающими минимальной мозговой дисфункцией. В последнее время вследствие широкой распространенности синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики.

Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является гиперактивность. По данным большинства зарубежных исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0% до 9,5%.

Гиперактивность проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью и импульсивностью поведения. Кроме того, для большинства детей с этим синдромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть. Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Родители описывают их «постоянно двигающимися, как будто бы к ним прикрепили мотор», неспособными усидеть на месте.

Синдрому дефицита внимания и гиперактивности сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, как следствие, специфические трудности обучения. У детей с СДВГ проявляются трудности планирования и организации сложных видов деятельности.











Большинству из них присущи слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность, неуверенность в себе и проблемы в коммуникациях.

Проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, что может стать причиной правонарушений. Известно, что у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю и наркотическим веществам. В связи с этим данная патология представляет социальную проблему.

Неадекватность поведения, социальная дезадаптация, личностные расстройства могут стать причиной неудач и во взрослой жизни. Гиперактивные люди суетливы, нетерпеливы, непоследовательны, импульсивны, вспыльчивы, им трудно сосредоточиться на предмете деятельности. У них часто меняется настроение. Проявление СДВГ сильной степени выраженности могут в более зрелом возрасте смениться рядом аффективных и личностных расстройств.

В то же время своевременная медицинская помощь и грамотно организованный процесс воспитания и обучения таких детей позволяет компенсировать этот недостаток.

Несмотря на проработанность темы гиперактивного поведения детей в школе в современной детской практической психологии, существующие методы работы с гиперактивным поведением детей младшего школьного возраста имеют недостаточно комплексный характер. На фоне разговоров о необходимости привлечения к работе с ребенком специалистов медицинского профиля, практически совсем не учитываются также важные









факторы гиперактивного поведения, как структура семьи, характер взаимоотношения ребенка с близким взрослым. Актуальность проблемы и недостаточная разработанность способов и средств ее практического решения побудили нас к выбору темы выпускного квалификационного исследования: «Коррекционная помощь детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности».

Цель: разработать комплексную программу коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста и оценить ее эффективность.

Объект: дети младшего школьного возраста с гиперактивным поведением.

Предмет: коррекционная помощь детям с гиперактивным поведением.

Гипотеза исследования: коррекция гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста будет результативной, если:

- действует принцип раннего начала оказания коррекционной помощи;

- проводится целенаправленная систематическая работа в направлении развития дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля);

- коррекционная работа строится на основе использования игровых технологий;

- активными субъектами педагогической поддержки ребенка являются и учителя и родители.

Задачи:

1. Проанализировать сущность феномена гиперактивного ребенка и его этиологию.

2. Разработать комплексную методику работы с гиперактивными детьми.



3. Оценить эффективность предложенной методики в процессе эмпирического исследования, организованного по экспериментальному плану.

4. Составить рекомендации для родителей и учителей по оказанию коррекционной помощи гиперактивным детям.







Теоретическая база исследования:

- монографии современных исследователей, описавших феномен гиперактивного ребенка: Н.Н.Заваденко, А.Л.Сиротюк, М.И. Буянова, В.А.Красова и др.;

- классические тесты по определению свойств внимания Бурдона, Шульте, а также диагностические методики, разработанные П.А.Гальпериным, С.Л.Кабылицкой, Р.Римской;

- публикации, посвященные описанию практического опыта использования в работе с младшими школьниками, выполненные Е.М.Гаспаровой, Р.В.Овчаровой, А.А.Спиваковская и др.

Экспериментальная база исследования: средняя общеобразовательная школа № 14 г. Владимира, класс 2А, 3А, учитель Артемьева Н.В.

Методический инструментарий.

Ведущий теоретический метод исследования - анализ литературы на предмет описания сущности и причин гиперактивного поведения младших школьников;

Для оценки степени склонности ребенка к гиперактивному поведению использовалась следующая батарея методик:

1. Наблюдение.

2. Анкетирование родителей детей.

3. Методика «Корректурная проба»

4. Методика «Таблицы Шульте».

5. Психодиагностическая методика изучения уровня внимания 3-5 классов П.Я. Гальперина, С.Л. Кабылицкой.

6. Опытная работа по апробации программы коррекционных занятий.

Настоящая работа изложена (основной текст) на 62 страницах компьютерного набора, включая таблицы, и состоит из введения, основных разделов, заключения, выводов и списка использованной литературы.

Библиография включает 42 источника.





Практическая значимость исследования: разработанная коррекционная программа может быть использована в качестве методического пособия для групповой работы с гиперактивными детьми по снижению проявлений гиперактивности. Объективность полученных данных обеспечивается комплексом использованных методик и методами математической обработки.

Comments