Задачи: - совершенствовать умение учащихся точно воспринимать художественное произведение и на основе этого воссоздавать картины и образы в соответствии с авторским текстом; - продолжить формирование умения создавать наглядные образы на основе прочитанного; - обратить внимание детей на специфику создания иллюстраций к сюжетному произведению; - формировать умение отбирать основные эпизоды, необходимые для иллюстрирования; - акцентировать внимание учащихся на описаниях психологического состояния героев; - формировать умение школьников отражать в устной и графической иллюстрации состояние и настроение героев через изображение соответствующих позы, жестов, мимики. Основными приемами работы стали словесное рисование, коллективное создание и анализ иллюстраций. В качестве наглядного пособия была использована динамическая картина. Работе по иллюстрированию предшествовал анализ произведений с целью уточнения представлений о прочитанном. Анализ включал в себя следующий круг вопросов: - Кого встретила мышка во дворе? - Кого из зверей она испугалась? - Почему мышка испугалась петуха? - Прочитайте, как она описывает его. - Что сказала о петухе старая мышь? Прочитайте. - Кого из зверей действительно должна была испугаться мышка? - Испугалась ли она кота? - Прочитайте, как описывает мышка кота. - Какие слова подсказывают нам, что мышка любуется красотой кота? - Одинаковые ли чувства испытывала мышка при встрече с петухом и котом? - Какие же чувства испытывала мышка в том и другом случае? - Почему старая мышь сказала мышке: «Глупая ты, глупая!» - Как вы бы ответили на вопрос, поставленный в названии: «Кто страшнее?»? Порядок работы по подготовке детей к графическому иллюстрированию рассматриваемого произведения. Система вопросов: Примечание: - Представим, что мы – художники. Нам нужно проиллюстрировать прочитанное произведение. Что значит «проиллюстрировать произведение»? - Как вы думаете, можем ли мы на одной картинке отобразить содержание всей сказки? - Сколько рисунков создали бы вы для того, чтобы было понятно, что же произошло с мышкой? Объясните свою точку зрения. - Какие это картины? - А сейчас мы все вместе будем «рисовать» перечисленные иллюстрации. - Где происходят события, описанные в сказке? - Как вы представляете двор, по которому гуляла мышка? Опишите его. - Так как все события происходили во дворе, то его изображение будет являться основной каждой из составленных нами картин. - Какой нарисуем мышку? Что она делала во дворе? Предположите, какое настроение было у мышки в этот момент. Как отобразить нам его на рисунке? - Посмотрите, получилась ли у нас иллюстрация? Какой момент изображен на этом рисунке? - Итак, мы составили первую картинку к сказке: на ней изображена мышка, гуляющая по двору. - Что произошло с мышкой дальше? Кого она встретила первым? - Мысленно представьте петуха. Какой он? Расскажите. Для этого обратитесь к тексту. - Так, каким же мы изобразим петуха? Действительно ли он так страшен? - Как вы думаете, можно ли считать иллюстрацию к эпизоду встречи мышки и петуха законченной? Объясните свое мнение. - Действительно, эту картину нельзя считать выполненной, потому что она не совсем соответствует содержанию: ведь состояние мышки в этот момент не отражено. - Как изобразим героиню на рисунке? Почему? Подтвердите словами текста свое предположение. - Удалось ли нам передать испуг мышки? Обратите внимание, с помощью чего это было достигнуто? - Соответствует ли теперь иллюстрация содержанию сказки? Действительно, мы можем сказать, что составили иллюстрацию, соответствующую эпизоду встречи мышки и петуха. - Что произошло потом? Кого еще встретила мышка во дворе? - Обратите внимание, мы начали иллюстрировать следующий эпизод сказки, поэтому созданную нами картинку предыдущего момента убираем. - Каким вы изобразите кота? Каким его увидела сама мышка? - Как нарисуете мышку? Почему? - Удалось ли на рисунке передать, что мышка любуется этим зверем? С помощью чего? - Можно ли считать иллюстрацию выполненной? Объясните свое мнение. - Какую еще картинку можно нарисовать к этой сказке? - Почему эпизод разговора мышки-мамы и маленькой мышки мы иллюстрируем последним? - Опишите, какими вы изобразите их? Какие чувства нужно передать в этом рисунке? - Итак, мы проиллюстрировали сказку Л.Н. Толстой «Кто страшнее?». Сколько же картин потребовалось создать к этому произведению, чтобы отразить его содержание? - Мы изобразили на рисунках самые важные эпизоды, необходимые для понимания прочитанного. Однако мы не достигли бы своей цели, если бы не обращали внимание на то, как изменяется состояние мышки на протяжении всей сказки. - Попробуем поменять местами изображения мышки в различные моменты происходящего. Сразу исказилось содержание сказки: мышка любуется петухом, боится свою маму, идет к коту. Еще раз обращаю ваше внимание на то, как важно учитывать при создании иллюстрации все детали в описании портрета героев, их состояния. Дома нарисуйте картину к понравившемуся вам эпизоду (по желанию). Изображение места действия вывешивается на доску. На полотно с изображением двора прикрепляется мышка. Прикрепляется изображение петуха. Прикрепляется изображение испуганной мышки. Прикрепляется изображение кота. Изображение мышки. Прикрепляются изображения мышки-мамы и маленькой мышки. В процессе обучения школьников иллюстрированию сюжетных произведений столкнулись с рядом трудностей, главная из которых, заключалась в неумении детей оценивать состояния героев, предугадывать его и отражать все это на рисунке. Именно этим и объясняется тот факт, что учащиеся значительно снижали степень своей активности при ответе на вопросы, касающиеся описания изображения мышки в различные моменты действия. Для преодоления этой трудности был использован следующий прием организации деятельности учащихся: изображения мышки, передающие ее разное состояния при встречах с героями (петухом, котом, мамой), были вывешены на доску. Школьникам предлагалось выбрать одно из них, подходящее к рассматриваемому эпизоду текста. Проведенная таким образом работа способствовала решению задачи обучения школьников передаче чувств, состояния героев через изображение соответствующих позы, мимики, жестов. Причем, учитель добивался обоснованной аргументации детьми своей точки зрения. Кроме того, особенное внимание уделялось ответу на вопрос: с помощью чего удалось передать состояние мышки в данный момент? Подведем итог всему вышеизложенному. 1. Цель заключалась в объяснении школьникам порядка действий и дальнейшей отработке их умения организовывать свою деятельность по созданию графической иллюстрации к прочитанному произведению. 2. Достижению указанной цели способствовали поэтапное формирование у детей умений иллюстрировать тексты, а также использованные методические приемы, главными из которых стали словесное рисование и работа с готовой картиной, и характер наглядных пособий. 3. В процессе обучения были выявлены некоторые трудности, которые в основном заключались в неумении детей давать полное развернутое описание картины, а также в их невнимании к авторскому тексту при создании иллюстрации. 4. Целенаправленная, последовательная деятельность по обучению детей графическому иллюстрированию способствовала преодолению трудностей. |
Главная страница > Мои публикации >